Бери от жизни все... и не проси большего

"Бери от жизни все!", "Я этого достоин!". Вот лозунги, которые день за днем вдалбливаются нам в головы с экрана телевизора. Человека приучают думать, что его бытие — сплошная погоня за развлечениями, удовольствиями и новыми ощущениями, и "он достоин" всего самого-пресамого лучшего. Но, к несчастью, этот путь ведет ровно в противоположную сторону от евангельского идеала.

Достаточно поглядеть телевизор, где бесконечно крутят рекламу, в которой преобладает два мотива. Первый — это "человек — грязное животное". Вечно у него какие-то дурнопахнущие проблемы: то запах изо рта (жуйте "Орбит"!), то вспотел, хоть майку выжимай (пользуйтесь дезодорантом!), то у женщины начались критические дни, и на всю Россию сообщается, как с этой "бедой" поэлегантнее справиться. А второй мотив — это подпитывание человеческой гордыни: лозунги "я этого достойна", "бери от жизни все" звучат не реже "грязных" реклам.

 

К этому можно еще добавить одно "качество" человека — неумеренная и бесстыдная похотливость. Ибо количество сексуальных образов в нашем информационном пространстве просто зашкаливает. Кажется, что без полуголой девушки пользователю не люб никакой продукт — ни новейшая машина, ни жвачка с "оригинальным" вкусом.

Все подобные лозунги и завлекаловки, играют, как по нотам, на всех страстях и грехах человеческих — тут тебе и гордыня, и чревоугодие, и блуд с прелюбодеянием, и зависть, и жадность, и предательство. Как вам лозунг одного из магазинов — "Жадность — это круто!"?. Или в джинсовом бутике на Тверской прекрасный призыв "Сдай друга под проценты".

Понять-то рекламную индустрию можно. Им чрезвычайно невыгодно взывать к глубоким и светлым чувствам — через них крайне тяжко убедить человека, что ему жизненно необходим новый айфон, ибо старому уже полгода и он безнадежно устарел. Вот прыгать по верхушкам, играя на самых примитивном душевном развращении и вдалбливая философию потребления — это да, это принесет свои плоды. Но получается, что человек обмелевает до того, что его можно вычерпать чайной ложкой — а ему все продолжают вдабливать, что "он этого достоин" и должен "взять от жизни все". Но до чего же мало вкладывается в понятие "все"… Новый суперэксклюзивный йогурт — подумать только! Прямо даже не знаешь, какой подвиг совершить, чтобы "стать достойным" такого дива.

О философии потребления, низводящей человека до уровня блохи, говорил патриарх Кирилл, заявивший, что "лживые потребительские ценности" несовместимы с верностью Христу. Нам предлагают: "Бери от жизни все!" Очень глупая реклама, которую все знают: "Ты этого достоин", — сказал патриарх Кирилл.

Но вот загадка: почему-то под современным "всем" имеется в виду крайне скудный набор чисто материальных благ. Почему-то в это "все" не входит ни духовное развитие (речь лишь изредка может идти о "саморазвитии", под которым чаще всего имеется в виду пестование собственной гордыни и утверждение в своей "уникальности" и "совершенстве"), ни даже физическое (много вы видели рекламы, скажем, какого-нибудь спорта?). Бери все — говорит реклама — но не меняйся (в лучшую сторону) сам. Ни в коем случае не меняйся — запомни, что ты "достоин" лишь самого примитивного, что можно купить в магазине или заказать в интернете.

"Это не значит, что мы должны жить в пустыне аскетами. Это означает, что в центре нашей жизни должен быть Христос — тогда все остальное меняется и наполняется вечным смыслом, человек обретает полноту жизни", — сказал патриарх Кирилл.

Этого-то и боится современная индустрия потребления. Если человек и без нее обретет полноту и смысл жизни, то ему просто не понадобятся все эти побрякушки, и его уже невозможно будет убедить в том, что новый телефон, мороженое, машина или карандаш для губ — вещь, которой он "достоин". Потому что слишком очевидно станет: это вещи недостойны человека. Они могут только служить ему на пути к чему-то большему, но ни в коем случае не быть целью и пределом желаний.

А если они не цель, а всего лишь средство, то и незачем менять телефоны как перчатки, да и пресловутые перчатки необязательно менять так уж часто. Если сотовый нужен для того, чтобы поговорить или написать сообщение, то сойдет и модель, устаревшая в прошлом месяце и даже в прошлом году. Человеку, смыслом чьей жизни является Христос, в голову не придет выпендриваться перед друзьями новой моделью айфона, как будто в его жизни нет ничего более ценного. Правду сказать, люди, пытающиеся выделиться из толпы какими-то предметами, будь то телефон, часы или даже шикарный автомобиль, вызывают некоторую жалость: если это — самый большой предмет их гордости, то недорого же они стоят.

Вот и пытается индустрия потребления подменить собой Христа, который единственный может дать душе ощущение полноты и подлинного смысла. Дескать, купи вот эту жвачку, попробуй вот этот дезодорант — и в твоей жизни наступят гармония и благолепие. И обидно, что люди в это верят — так низко ценят себя и свою душу, что уверены, будто какие-то предметы, пусть самые вкусные и дорогие, способны наполнить их изнутри и подарить ощущение целостности и счастья. И вступает человек в бесконечную гонку за вещами, удовольствиями и новизной, поощряемый и подхлестываемый одобрительными лозунгами. И висят гармония со смыслом жизни все время перед носом, как морковка перед мордой ослика. Только не добежать до них никак. 

Дарья Сивашенкова 


Назад к списку