Православные праздники

АНТИПАСХА.
Фомина неделя или Красная горка

«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». Поэтому название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «вторая Пасха» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

Антипасха отмечается всегда на 8-й день после светлого Христова Воскресения. Цифра «8» символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2). 

В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата», а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири. За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой.

На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть, пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя.

Караваджо. Уверение Фомы  (Неверие cвятого Фомы) (1602, Сан-Суси, Потсдам)

Существует выражение «Фома неверующий». Только надо понимать истинный его смысл.

Апостол Фома был глубоко верующим человеком, он почитал Бога и неустанно молился. Когда произошло распятие Иисуса Христа, Фома был настолько удручен, что боялся верить апостолам, что Иисус воскрес. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. Ему нужны были доказательства, он хотел увидеть раны Христа, чтобы его вера не пошатнулась. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. И на восьмой день после Пасхи, Иисус явился перед апостолом Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Апостол Фома первым назвал Иисуса Господом Богом. «Господь мой и Бог мой!» - воскликнул святой апостол (Ин. 20:28).

Святой апостол Фома был простым рыбаком, однако после того, как услышал благословления Иисуса Христа, оставил все и последовал за Ним. Он был одним из двенадцати учеников Иисуса.

После Антипасхи, апостол Фома сильнее других уверовал в силу Божью. Он обошел всю землю, читая проповеди, основал Церкви в Месопотамии, Палестине, Парфии, Индии и Эфиопии.

Мощи апостола Фомы в Индии

После того, как апостол Фома обратил в христианскую веру сына и супругу индийского правителя города Мелиапора, он был взят под стражу и заключен в темницу. Его долго пытали, а после пронзили тело Фомы пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.

«Красная горка»

Красная горка. Антипасха. Хоровод. Борис Кустодиев.1912

В России традиция отмечать Антипасху связана со временем, когда разрешается жениться. В народе этот период имеет название «Красная горка». На этот день приходилось большинство свадеб, венчаний и обрядов сватовства. Считалось, что брак, заключенный в это время, будет очень крепким. В этот же период родители выбирали своим детям невест и женихов.

Красная горка - это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. На Антипасху всегда разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни и устраивались различные соревновательные конкурсы. Молодые люди показывали свою силу, а девушки умение танцевать. 

Федоскинская лаковая миниатюра «Хоровод»

Пасха и следующая за ней Антипасха всегда приходятся на весну. Как известно, первый признак весны - растаявший снег на возвышенностях, в народе называемых пригорками. И именно на таких открытых холмах и устраивали народные гулянья. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми! В славянских наречиях слово «красный» употребляется в значении «красивый, цветущий, веселый, отрадный», в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

 
 
 

Назад к списку