13 августа 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверг 10-й седмицы по Пятидесятнице

(2Кор.1:1–7; Мф.21:43–46)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 21, стихи 43-46:

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 1, стихи 1 - 7:

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 21:43-46) Мф.21:43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
Мф.21:44. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит.

Царство Божие, то есть близость к Богу, отнято от иудеев и передано уверовавшим. Иудеи, споткнувшись о камень, то есть, соблазнившись о Христе, будут сокрушены и при втором пришествии, хотя и теперь уже раздавлены им, то есть рассеяны всюду по земле, как видим это на несчастных иудеях. Это и значит «раздавит», то есть рассеет их.

Мф.21:45. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
Мф.21:46. и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка.

И здесь заметь, как народ, простой и бесхитростный, следует истине, а учители закона замышляют злое. Евреи и доныне силятся принять Иисуса, но не могут уверовать в Него. Они примут антихриста и ему поклонятся, а Христос не будет ими принят, то есть познан.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Архиереи и фарисеи уразумели, что Господь говорил притчи на их счет, раскрывал им глаза, чтоб увидали истину, что же сделали они по этому случаю? Придумывали, как бы убить Господа. Если бы предубеждение не кривило их здравомыслия, им следовало, если не поверить, как требовала очевидность указаний, то обсудить внимательно, не так ли и в самом деле, как объясняет Спаситель. Предубеждение столкнуло их на кривую дорогу, и они потом оказались богоубийцами. И всегда так, и ныне так. Немцы, а за ними и наши онемечившиеся умом, как скоро встретят в Евангелии чудо, тотчас кричат: «неправда, неправда; этого не было и не могло быть, надо это вычеркнуть». Не то же ли это что убить? Пересмотрите все книги этих умников, ни в одной не найдете указания причин, почему они так думают; ни один из них ничего не может сказать против того, чем доказывается истина евангельская, и ни один не позаботился вникнуть в доводы, какими люди здравомыслящие обличают их лживость: твердят все только свое, что быть не может и потому не верят Евангелию. И ничего с ними не поделаешь: они готовы идти против Самого Бога.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.21:43–46)

Протоиерей Александр Шаргунов

«Потому сказываю вам, – говорит иудеям Христос, – что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Иудеям было дано усыновление и слава, вверена Богооткровенная религия и несение имени Божия в мире. Но теперь уже не будет так. Они не только не принесли никакого плода, пользуясь данными им преимуществами, но противостали благовестию Христову и таким образом попрали все Господни дары. Другой народ – язычники – будут призваны Господом. Христов виноградник может быть уничтожен в одном месте, но Господь найдет другое, чтобы насадить его там. Падение Израиля было богатством язычников. Они принесут плоды лучшие, чем те, что принесли иудеи. Когда у Всевышнего перемены, они не будут Ему в убыток.

Господь говорит, как определяют свою участь два рода людей. Одни – по неведению спотыкаются о Христа, соблазняясь Его уничижением. В слепоте и беспечности они падают на этот камень и разбиваются. Неверие грешников уготовляет им погибель. Другие противятся Христу и ни во что ставят этот камень, невзирая на его возвышение. Они отталкивают его, и потому он упадет на их головы и сокрушит их. Царство Христово окажется неподъемным камнем для тех, кто пытается опрокинуть его или сдвинуть с места. Как бы ни ожесточались христоненавистники против Бога, они никогда не достигнут в войне против Церкви успеха.

Страшен этот камень. И именно тем страшен, что им открывается вечный свет. Камень, который отвергли строители, стал самым важным камнем во всем строении. «Камень, егоже отвергли строители, сей бысть во главу угла – от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших» – эти слова из 117 псалма каждый день возглашаются в начале Утрени. Люди могут отвергнуть Христа и пытаться уничтожить Его, но рано или поздно они должны будут убедиться, что Христос, Которого они отвергли, – самая важная Личность в истории. Ибо Распятый на Кресте стал Судией и Царем всего мира. Не об этом ли пророчествовал Исаия: «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис. 8:14–15). И еще: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28:16).

«Неужели вы никогда не читали об этом в Писании?» – говорит им Господь. Но оказывается и Писание можно читать по-разному. Как облачный столп в пустыне для богоизбранного народа был светом, а для гонителей его – мраком, как Христос для одних людей явился камнем спасения, а для других – камнем преткновения, так и слово Господне действует неодинаково. Одно и то же слово может быть утешением для последователей Христовых и ужасом для Его врагов. Ибо слово Божие – меч обоюдоострый. «И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит». В словах Спасителя они прочитали приговор себе. Хотя виноватая совесть не нуждается в обвинителе. «И старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка». У Бога множество способов сдержать злобу ненавистников истины, точно так же, как привести ко спасению ищущих Его.

Так кончается сегодняшнее краткое Евангелие. Но для нас на этом, разумеется, все не кончается. Нас призвал Господь из тьмы в чудный Свой свет. Но не мы ли паки распинаем Христа всякий раз, когда, зная, кто Он, действуем против Его воли? Отнимется ли Царство Божие от нас? Это вполне возможно. Но Господин виноградника, мы знаем, будет ждать нас, когда мы придем в себя и возвратимся. Божественная Крестная любовь не может быть погашена нашей человеческой ненавистью, также как бессмертный Бог не может умереть, не воскреснув.

***

Священник Стефан Домусчи

Так случается, что одни и те же события могут стать причиной как прихода человека к Богу, так и ухода от Него. Бывает странно слышать, когда человек рассказывает как его привели в Церковь беды и испытания, как он страдал, переживал, мучился и, наконец, понял, что Бог есть, и что в Нём он найдет свое спасение. И тут же может прийти другой, не менее образованный, не менее честный и глубокий, душа которого отзывается на эти события совсем по-иному, который возмущается жестокостью мира, его ужасами, его скорбями и говорит основываясь на этом, что никакого благого и всемогущего Бога нет. Может показаться странным, но подобное разномыслие бывает даже в среде ученых, мировоззрение которых нередко по ошибке ассоциируют с безбожием. Один, изучая мир, наблюдая его сложность и многообразие, приходит к тому, что в нем обязательно должен быть Творец, некое разумное начало. Другой, напротив, рассуждая о победе науки над религией, утверждает, что Бога нет. XX век дает немало и тех и других примеров, причем и в естественных, и в гуманитарных науках.

Видя это, понимаешь, что дело не в обстоятельствах, дело совсем не в том, что с человеком приключилось в жизни, ведь в одних и тех же случаях один человек становится верующим, а другой неверующим. Значит дело в самом человеке и его внутреннем выборе, в его решении. Обратившись к человеку мы услышим, как он будет говорить об одних или других обстоятельствах в зависимости от того, чего именно хочет он сам, к какому выводу он хочет прийти. Аргументы при этом подбираются лишь для того, чтобы выбор казался обоснованным.

Но не меньше чем начало религиозной жизни, зависят от личного выбора и ее плоды. Обычно думают, что религиозная жизнь по большей части зависит от Бога, от Его благодатных даров… Однако Бог готов подавать эти дары любому, кто захочет их принять, он желает всех спасти желает каждому открыться, но оказывается что дело в том, что сам человек либо готов, либо не готов к восприятию веры.

В сегодняшнем чтении мы слышим поразительные слова, которые явно показывают, что обстоятельства могут быть любыми, и дело в том, как поведет себя сам человек. Христос говорит первосвященникам и фарисеям: Сказываю вам, что отнимается от вас царство и дано будет народу приносящему плоды его». Он говорит это тем, кому дано было все: был дан закон, были даны наставники в виде пророков… Наконец, к ним пришел мессия! Но за ним пошли лишь немногие… Напротив, народу чужому не было дано ничего, он был язычником, был варваром, но как только ему открылась истина – он принес плод христианской жизни.

Конечно, можно подумать, что речь идет только об иудейском народе. На самом деле речь может идти о каждом. Сегодня и нашему народу можно сказать нечто похожее. Нам очень много дано, но какие плоды мы приносим?

Если народ не живет по-христиански, его невозможно заставить, ведь он живет как хочет, это его выбор. Выбор каждого человека, и тех, кто происходит из верующих семей, и тех, кто из неверующих. Нет обстоятельств, которые были бы решающими. Решение принимает сам человек. Погрязши в суете, мы не редко думаем о наследии нашей великой христианской культуры без того, чтобы задуматься где в ней наше собственное место? Как веду себя я? Как чужой и наемник или все же вся эта история тысячелетнего христианства имеет отношение ко мне? Сегодня многие думают, что крестившись в детстве или даже во взрослом возрасте, они раз и навсегда стали христианами и вступили с Богом в завет. Но завет предполагает усилие двух сторон, их решимость и ответственность. Бог действительно всегда верен своей любви, действительно готов сделать все для нашего спасения. Но всегда ли верны мы? Всегда ли мы помним о своем христианстве? Определяет ли оно наши отношения с ближними, нашу честность, правдивость, наше милосердие, нашу готовность помочь и быть жертвенными? Слушая слова Христовы, сказанные первосвященникам и фарисеям, задумаемся и о себе, каковы наши и лично мои отношения с Ним?

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О краеугольном камне
(2Кор.1:1–7; Мф.21:43–46)

Протоиерей Вячеслав Резников

Какими бы именами ни называли мы Бога, во всем – только часть правды. Он и свет, потому что просвещает ум. Он и тепло, потому что согревает души. Он и вода живая, пиющий которую не будет жаждать. Он и хлеб, который насыщает навеки.

А сегодня Господь и Бог Иисус Христос сравнивается с камнем, поставленным в основание жизни. И сказано, что «тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит». И в этом нетрудно убедиться. Посмотри на карту мира: Палестина, где воплотился Христос, находится в самом центре земных материков. И время – тоже, – хотим этого, или не хотим, – во всем мире отсчитывается именно от Рождества Христова, как два луча: вперед и назад. Вся ветхозаветная история была лишь подготовкой к принятию сошедшего с небес Христа Спасителя. И кто узнал и принял Христа, тот обрел новую жизнь, а кто отверг, тот остался при омертвевших обрядах религии древних иудеев. И главный смысл истории с тех пор, как пришел Христос, – в распространении по всей земле благой вести о Его победе над смертью.

На Христе, как на краеугольном камне, покоится здание Его Церкви. И, как видим из Писания и из истории, – врата адовы не могут ее одолеть. Христос также – главная опора храма. Славят в храме Христа, значит, это – живой, благодатный дом Божий. А если перестают, то – вся его внешняя красота становится непонятной и ненужной.

Но Христос и – краеугольный камень души христианина. И пока Он стоит в душе, Он будет утешением «во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби». Но как только Он рухнет, то «на кого он упадет, того раздавит». Душа почувствует давящее чувство уныния, жизнь станет бессмысленной и ненужной, а вечная смерть – неотвратимой и жуткой. В душе, как в разрушенном, оскверненном храме, водворится мерзость запустения…

И порой сразу не поймешь – откуда вдруг пришла беда? Но на самом деле «вдруг» ничего не бывает. С кем-то поступил не по совести. В чем-то предпочел свою волю Божьей заповеди. Когда-то проявил небрежность к молитвенному правилу. Думаешь: ничего страшного, мелочь! А ведь это – пренебрежение к Творцу! Дескать, обойдешься: есть дела поважнее. А тем временем то, что было твердым основанием твоей жизни, вдруг начинает нависать над тобою как скала, готовая рухнуть. И особенно хорошо это бывает заметно со стороны. Поэтому, чтобы вовремя остановиться, надо научиться принимать обличения, даже в виде брани и укоров. И в самом недоброжелательном обличении есть доля истины. Какая разница, кто тебя укоряет, друг или враг: главное – вовремя увидеть свою беду. Лишь духовно мертвые до конца противятся обличению. Даже когда ясно, что «отнимется» от них «царство», – ответ один: схватить и уничтожить своего обличителя и спасителя.

Будем же бодрствовать на страже своей души и держать ее открытой для всякого обличения. Чтобы незыблемо стоял в ней краеугольный камень спасения, Господь Иисус Христос. А будет в наших душах, – будет и в наших храмах, и в нашей Церкви, и на всей нашей земле.

Церковный календарь. 13 августа

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 13 августа

Читаем Апостол. 13 августа

Мульткалендарь. 13 августа. Святитель Герман, епископ Осерский

Мульткалендарь. 13 августа. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский

День ангела. 13 августа

Этот день в истории. 13 августа