2 января 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверг 29-й седмицы по Пятидесятнице

(Евр.7:1–6; Мк.10:17–27)

Евангелие святого апостола Марка, глава 10, стихи 17- 27:

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 7, стихи 1 - 6:

Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 10:17-27) Мк.10:17. Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал перед Ним на колени испросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Мк.10:18. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Мк.10:19. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать (Исх.20:12–17).
Мк.10:20. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
Мк.10:21. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Мк.10:22. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Некоторые ложно представляют сего юношу как хитрого и коварного искусителя. Это не так: он был только человек любостяжательный, а не искуситель. Ибо послушай, что замечает евангелист: «Иисус, взглянув на него, полюбил его». А почему Христос отвечал ему так: «Никто не благ»? Потому что тот подошел к Христу, как к простому человеку и как одному из многих учителей. Христос как бы так говорит: «Если ты почитаешь Меня благим, как простого учителя, то в сравнении с Богом ни один человек не благ; если признаешь Меня благим, как Бога, то для чего называешь Меня только учителем»? Такими словами Христос хочет подать высшую мысль о Себе, чтобы тот познал Его как Бога. Кроме того, для исправления же юноши, Господь дает ему и другой урок: если он хочет с кем-либо беседовать, то говорить должен без лести, а корень и источник благости знать один – Бога и Ему воздавать подобающую честь. Впрочем, я удивляюсь сему юноше в том, что, когда все другие приходили к Христу за исцелением от болезней, он сам просит о наследовании жизни вечной, – если б только он не был одержим еще сильнейшей в нем страстью сребролюбия. По сей-то страсти, услышав слова Господа: «Иди, продай... и раздай нищим», он «отошел с печалью». Заметь при сем, что Господь не сказал: продай по частям, что имеешь и раздай, а продай за один раз и раздай, но только нищим, а не ласкателям и не развратникам; потом: «последуй за Мною», то есть усвой и всякую другую добродетель, Ибо много таких, которые хотят и не стяжательны, но не смиренны, или и смиренны, но не трезвы, или имеют другой какой-либо порок. Поэтому и Господь не говорит только: «продай и раздай нищим», но: «и приходи, последуй за Мною, взяв крест», что значит быть готовым на смерть ради Него. «Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Не напрасно присовокуплено, что он много имел: ибо и малым владеть и худо и опасно, а узы многих стяжаний и вовсе неразрешимы. Но тот, что юн по духу, легкомыслен, невнимателен мыслью, не устроен разумом, пусть так же продаст имение свое, как-то: гнев и похоть, со всем тем, что от них прозябает, и отдаст, бросит бесам, которые суть нищи, лишены всякого блага и богатства, потому что отпали от благости Божией, и потом да последует Христу, Ибо тот только может последовать Христу, кто отвергнет богатство грехов, которое есть достояние бесов. «Уклонися, – сказано, – от зла»: это значит бросить греховное богатство нищим, то есть силам бесовским; «и сотвори благо»: что значит последовать Христу и взять Крест Его (Пс.33:15).

Мк.10:23. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Мк.10:24. Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Мк.10:25. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Мк.10:26. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
Мк.10:27. Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Не богатство – само по себе есть зло, а берегущие его – злы и достойны осуждения, ибо должно не иметь его, то есть держать у себя, а употреблять на пользу. Оно потому и называется богатством, что назначено для полезного употребления, а не для сбережения. Поэтому берегущим и запирающим его трудно «войти в Царствие Божие». А слово «трудно» значит здесь то же, что невозможно. Богатому человеку действительно слишком трудно спастись. Это видно из того примера, который присовокупляет Господь, говоря: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Под названием верблюда разумей или самое животное, или толстую вервь (канат), употребляемую на больших кораблях. Итак, человеку, пока он богат, невозможно спастись. Но от Бога это возможно. Христос сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9). Видишь ли, как все становится возможно, когда слышим Слово Божие! «Человекам это невозможно», то есть невозможно тогда, когда рассуждаем по-человечески. Но почему ученики так изумлялись при этих словах? Ведь сами они никогда не были богаты? Я думаю, что они в сем случае заботились о всех людях, так как уже начинали быть человеколюбивы. Некоторые недоумевают, как Христос сказал, что «всё возможно Богу». Неужели Он может и погрешить? На это мы отвечаем, что когда Христос говорит: «всё», то разумеет все существенное, но грех не есть что-либо существенное: грех есть нечто несущественное, недеятельное, или, иначе сказать, грех есть принадлежность не силы, а немощи, как и апостол говорит: «Христос, когда еще мы были немощны... умер» (Рим.5:6), и Давид говорит: «Умножаются скорби их» (Пс.15:4). Значит, грех, как немощь, невозможен для Бога. Но может ли Бог, – говорят, – сделать и бывшее, как не бывшее? На это скажем: Бог есть Истина, а сделать бывшее, как бы не бывшее, есть ложь. Как же Истина сделает ложь? Для этого Ему надлежало бы сперва изменить Свое Существо. Говорить таким образом значило бы сказать, что Бог может не быть и Богом.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийНекто обратился к Господу с вопросом: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк.10:17) Что вынудило этот вопрос? Разве не было писаний? Разве не читали всякую субботу закона для всех? Было все – и Писание, и толкователи его; но в обществе ходило кругом разномыслие и сбивало с толку. Фарисеи говорили одно, саддукеи – другое, ессеи – свое, самаряне – свое; в Галилее же, может быть, и языческие учения слышались, и всякий выставлял свое тоном убеждения. Ревнующий о спасении, естественно, приходил к вопросу: как же быть, чему следовать, чтоб не погубить души своей? Положение наше очень похоже на тогдашнее. Каких-каких у нас ни ходит учений и в школах, и в обществе, и в литературе! Индиферентисту это нипочем; а для кого не все одно, какому учению ни следовать, тому нельзя не поискать решения: как же быть? Итак, какое же решение на это? Такое же, какое дал Спаситель: веруй и живи, как Бог повелел, а людских толков не слушай; пусть говорят. И говор ученых похож на молву и моду: ныне одно, завтра другое, ты же внимай одному «глаголу Божию, пребывающему во веки» (1Пет.1:23, 25). Что Господь повелел, того никакое мудрование отменить не может. Все неотложно и надо все исполнять. Суд ведь будет по слову Господа, а не по умствованиям нашим.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.10:17–27)

Протоиерей Александр Шаргунов

Некто обратился ко Христу: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Очень хороший вопрос, самый главный на свете, важнее всех других. Пока человек не вырастет до этого вопроса, все ответы, которые он получает в жизни, — не о том, потому что он не о том размышляет, не то ищет.

«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — обращается он ко Христу, называя Его Учителем. Тот, кто ищет жизнь вечную, должен придти ко Христу как к своему Учителю. И никто не может обрести эту жизнь, если не станет учеником Христовым. Святая Церковь призывает нас во все века, и в сегодняшнее время в особенности, осознать, что мы являемся учениками Христовыми, что мы призваны научиться святости у Самого Христа Бога.

Господь слышит обращение: «Учитель благий!» и отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Он хочет сказать этому человеку, что он, обращающийся ко Христу с благоговением как к великому Учителю добра и нравственности, не понимает на самом деле, что он говорит с Самим Богом Живым. Надо узнать ему, что действительно благ только один Бог. И всякий человек, самый добрый, делается таковым благодаря тому, что он причастен Богу.

Господь не ловит никого на неудачном слове или на плохом поступке. Он всегда все, что было не так, хочет сделать как бы не бывшим, если видит искреннее устремление человека. А все, что хорошо, Господь хочет сделать не просто хорошим — истинно хорошим, бесконечно лучшим и совершенным. И к этому ведет нашу жизнь.

Христос говорит, что путь к вечной жизни — это заповеди Божии. И Он снова, на новой глубине, раскрывает нам значение того, что как будто бы хорошо всем нам известно, что мы слышали уже много раз. Вот что самое главное для человека: научиться не убивать, не воровать, не блудить, почитать отца и мать. Это наука из наук и искусство из искусств, это важнее всякой мудрости, всех познаний, вместе взятых, какие существуют на свете. Если человек этому не научится, он ничему не научился в жизни, все напрасно. И он может этому научиться, говорят святые отцы, только путем исполнения того, что Господь предлагает.

Человек, обратившийся ко Христу (в Евангелии от Матфея сказано, что это был юноша), — очень ответственный человек. От юности он хранит весь Закон. Никто не может упрекнуть его, даже Христос. Но есть в этом человеке, несомненно, желание идти дальше, достигнуть большего. Это то, что восхищает и трогает в нем Господа. «Иисус, взглянув на него, полюбил его». И по этой причине Господь предлагает ему путь, который даст ему возможность жить на несравненно более чудесном уровне. Господь очень требователен. Он просит большего, намного большего, чем то, что требовал древний Закон. Он являет новый мир, идеалом которого является не соблюдение Закона, как бы прекрасен, справедлив и истинен он ни был, но — призыв стать совершенным, как Бог Отец совершен. Потому и предлагается столь великий переход: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». Отныне не Закон имеет значение, а Сам Господь Иисус Христос. За Ним надо следовать.

Но невозможно идти вслед Христу с таким тяжелым багажом как у этого человека. Ему недостает мужества. Он привязан к своему имению. Он любит то, что его богатство может ему обеспечить. «Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Богатство, которым он обладает, не мешает ему услышать то, что говорит Христос, и понять, что говорит Христос, но оно мешает ему ответить на зов Христов. И поэтому он исполнен великой печали.

Есть немало людей, которые живут благочестиво, все исполняют, ходят в церковь, верят в Бога. Но когда их вера будет испытана по-настоящему, то обнаружится, что есть в их жизни то, ради чего они готовы скорее разорвать со Христом, чем оставить свое богатство. Это может быть материальное богатство или какое угодно другое.

«Что для тебя дороже, — спрашивает Христос, — этот мир со всеми его ценностями, может быть, очень замечательными, или вечная жизнь? Бог или что-то другое?» Если Христос на самом деле для нас дороже всего, то мы пойдем за Ним, что бы это нам ни стоило. Кто не следует за Агнцем Божиим, куда бы Он ни пошел, тот не может называться учеником Христовым, он не наследует Царство Небесное. Может быть, еще не пришел для нас час решающего выбора, когда мы должны либо все оставить, либо расстаться со Христом. Но многие, говорит нам сегодня Господь, оставят Его, даже как будто не желая этого. Все определяется в конце концов предельной целостностью любви к Богу и любви к другому человеку.

И Христос, глядя на Своих учеников, говорит: «Дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» Мы понимаем, что этот выбор — либо оставить все, что у нас есть, либо расстаться со Христом — может показаться слишком суровым. Но на самом деле Христос — отдаем ли мы себе в этом полный отчет? — не требует от нас того, что является неразумным. И мы знаем свою немощь, как мы привязаны к миру, к того или иного рода богатству.

Серьезен и глубок выбор, перед которым ставит нас Господь. Он хочет, чтобы мы все время шли вперед, и выше, и дальше. Он видит то великое, которое уготовано для нас, — более великое, чем то, что мы видим. И мы должны осознать наше призвание. Велико искушение остановиться, сказать, что достаточно мы уже делаем, достаточно далеко уже зашли. И не меньшее искушение думать, что Господь требует то, что выше наших сил. Так ли это? Не забыли ли мы, что «невозможное человекам, возможно Богу»? Господь печалится больше, чем тот, кто ради земного оставляет Христа, но Он не оставляет  никого Своею благодатью и Своим Промыслом. И радуется о каждом возвращающемся к Нему вместе с Ангелами. И каждый, кто все оставляет, чтобы последовать за Христом, обретает в конце концов жизнь вечную, Самого Господа.

Слово Божие, которое мы слышим, может нас преобразить. Оно может нас уподобить Самому Богу. Хотим ли мы, чтобы это чудо произошло? Принимаем ли дар превзойти себя? Мы должны ответить на этот вопрос со всей прямотой. Услышим этот зов Божий, будем следовать за нашим Господом, пока мы еще на земле, пока еще не поздно, пока смерть не закроет навсегда для нас двери покаяния и любви.

***

протоиерей Павел Великанов

Давайте попробуем перенести этот евангельский эпизод в сегодняшний день. Итак, некий сын успешных родителей – представитель «золотой молодёжи» – совершает паломничество в небольшой монастырь. Во дворе скромной обители он обращает внимание на ничем не выделяющегося монаха – к которому его буквально тянет какой-то неведомой силой. Встретившись глазами с монахом, он вдруг осознаёт: этот человек проникает в самые потаённые сердечные глубины. «Святой отец, как мне спастись?» В ответ он слышит: «Не называй меня святым – только Бог свят! Заповеди знаешь? Вот и соблюдай их!» Такой примитивный, совершенно неоригинальный ответ глубоко смущает молодого человека. С легкой обидой в голосе он говорит: «Отче, так я с младенчества в храме, каждое воскресенье причащаюсь, закончил православную гимназию, и вот теперь подумываю о поступлении в семинарию, может, Бог благословит и священником стать!» Монах замолчал – и ничего не отвечает. «Отче, скажите, а как вы думаете, есть ли у меня священническое призвание? Ведь я с детства – в храме, и не представляю, как жить без Христа!» Монах поднял глаза и с любовью прямо посмотрел на юношу. «Хороший ты, правильный – только скажи мне, а как у тебя с материальным положением? Не нуждаешься ли?» Юноша довольно улыбнулся. «Отче, ну что вы, у меня хорошие родители, обо всём позаботились – я у них единственный сын! Осталось только найти девушку благочестивую – а всё остальное у меня есть: трехкомнатная квартира внутри Садового кольца, немалая часть акций предприятий моего папы, правда, не очень большая – но все же на Рублёвке – дача – на перспективу. И в монастыри я жертвую регулярно, и нищим подаю. Я не жадный, вы не подумайте!» «Значит, в семинарию надумал?» – задумчиво спрашивает черноризец. «Благословите, батюшка!» – уже радостно складывает руки юноша. «А сможешь выполнить условие – без которого лучше тебе туда не идти?» Юноша несколько напрягся. «А что за условие?» «Понимаешь, если ты придёшь в семинарию из твоего нынешнего положения – ты там будешь чужим. Нечасто там появляются дети олигархов. И ты не сможешь влиться в эту большую и сложную семью как свой – ты всегда будешь на большой дистанции. Там ведь в основном – дети из обычных семей, со средним, а то и куда более низким, достатком. Вот что я тебе советую: пожертвуй все свои акции в фонд помощи раковым больным, квартиру подари каким-нибудь нищим молодожёнам, а дачу – беженцам. Пусть это будет твоё вложение в будущее священство. И тогда, с чистой и лёгкой душой, подавай документы на поступление!» Лицо юноши вытянулось и погрустнело. Не зная, что ответить на такое радикальное предложение, он тихонько, шаг за шагом, в сторонку – и обратно к монастырским воротам. «Да, съездил за благословеньицем, ничего не скажешь! Бред какой-то! И кто меня дёрнул к этому юродивому подойти? Бес, да и только! Вот искушение! Точно надо в семинарию идти: видишь, какие искушения начинаются! Не буду ничего никому отдавать! Я ж не фанатик какой-то! Как говорится – Богу молись – а сам не плошай! Я сам решу, кому что отдать. Лучше когда стану батюшкой – на свои деньги храм большой построю. И архиерей никакой меня не тронет – родителей побоится!»

Провожая взглядом медленно скрывающуюся в арке ворот ладно скроенную фигуру юноши, старец думал: «Да, непросто будет ему в семинарии. Кастрюли драить, полы мыть, часами на службах стоять, в страстях души копаться. Пока будет у него перед глазами маячить образ шикарного храма, который он думает построить на свои деньги – так и не научится он главному навыку – отдаваться Богу целиком, без остатка. Зачем ему мучительный риск веры – без которого не может родиться преданный Богу человек – когда у него денег в избытке? Господи, помоги же ему научиться главному – не себе верить, не в силу связей и денег – а только Тебе Одному!»

***

священник Дмитрий Барицкий

Для того, чтобы понять, что случилось в этом отрывке, следует прояснить, что иудеи времен Христа подразумевали под выражением «вечная жизнь». Ведь именно ее так жаждет заполучить юноша, о котором повествует Евангелие. Сразу нужно сказать, что это не аналог христианского рая. Также речь не идет о жизни после смерти в ее иудейском понимании. Речь идет о царстве Мессии. По мнению иудеев времен Христа, во время пришествия Мессии для еврейского народа уже здесь, в этой жизни наступит золотой век. Во всем будет изобилие и достаток. Именно эту земную счастливую жизнь в царстве грядущего Великого Царя и называли «вечной жизнью». Иными словами, юноша, обращаясь к Спасителю, просит у него местечка в земном раю. Есть еще один важный момент, который мы также должны учесть. У иудеев было представление о том, что хороший достаток, многодетность, завидное положение в обществе, влиятельные друзья – все это признак того, что человек благословлен Богом. В первую очередь именно такой человек может надеяться на то, чтобы стать участником будущего великого царства.

Поэтому представьте себе то потрясение и даже шок, которые испытал юноша, когда Господь вместо обещаний или советов, как гарантировать себе теплое местечко в царстве Мессии, предлагает ему отказаться от всего того, что он уже собрал и чем уже обладал. Ведь в его понимании своим советом Христос уничтожает всякие гарантии, которые обеспечивают ему пропуск в этот земной рай. Он призывает отказаться от богатства, которые являются своеобразным залогом для того, чтобы стать полноценным участником царства Мессии, то есть получить еще большее богатство, комфорт и счастье. Лишиться всего этого – лишиться всех своих надежд и упований, словно шагнуть в никуда, в пустоту, потерять самого себя.

Подобная опасность подстерегает всякого человека. Именно об этом и предупреждает Христос Своих учеников во второй части отрывка. В Царствие Божие трудно войти тому, кто все свое упование возложил на что-то иное, нежели на Бога. Привязался всем своим сердцем к земному, нашел полное удовлетворение в родных, близких, любимых, в увлечениях и талантах, наконец, в деньгах, славе, связях, карьере и т.п. Мало ли у нас иных привязанностей, которые мы ставим в центр нашей жизни и которые составляют богатство и гордость нашей души. Это все то, без чего мы не мыслим самих себя.

Господь же призывает нас к духовной нищете. То есть к такому состоянию, когда человек ощущает бренность всего того, что его окружает и того, что его наполняет. Это состояние духовного странничества. Наверное, именно такое переживает смертник, перед тем как шагнуть на эшафот, или больной на каталке, когда его везут в операционную, где не будет ни друзей, ни родных, ни денег, ни связей. Только он и скальпель хирурга. Именно в эти минуты человек всем своим нутром понимает, как он одинок, как мало зависит от того, на что только недавно возлагал все свои надежды и упования.

Такие моменты весьма ценны для человека. Ведь именно тогда в нашем сердце рождается настоящая молитва, подлинный вопль к Богу, Который Один может нам помочь. Именно в такие минуты между человеком и Творцом пропадают всякие преграды, и Бог радостно наполняет нашу вычищенную, свободную от всего постороннего душу, становится ее подлинным, непреходящим богатством. В такие минуты даже материально нищий и убогий становится настоящий царем. Ведь теперь в Его сердце живет целая вселенная, и не на какой-то краткий период времени, но во веки вечные.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О самодостаточности Священного Писания
(Евр.7:1–6; Мк.10:17–27)

Протоиерей Вячеслав Резников

Продолжая показывать живую, неразрывную связь Ветхого и Нового заветов, Апостол Павел сегодня отталкивается от сто девятого псалма Давида, где есть такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты Священник вовек по чину Мелхиседека». Кто этот Мелхиседек? И кто этот «Ты»?

О Мелхиседеке известно крайне мало. Однажды Авраам возвращался с победой. В это время «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священником Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». И «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт.14:17-20). Вот и все. Лет четыреста это событие хранилось в памяти потомков Авраама, потом было записано Моисеем. А спустя еще двести лет – другой пророк, Давид, пишет этот таинственный псалом, начинающийся словами: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня». «Из чрева прежде денницы родих тя». «Ты Священник вовек по чину Мелхиседека».

Павел пишет об этом же спустя еще тысячу лет. И – то, что о Мелхиседеке больше ничего не сказано, – и для Давида, и для Павла является не недостатком, но прямой характеристикой. Он «без отца, без матери, без родословия». А значит, он не имеет «ни начала дней, ни конца жизни». И священство Мелхиседека именно потому, что оно неизвестно откуда взялось, – является особым, высшим чином священства, в отличии от «правильного», наследственного, однажды установленного. А из того, что начало священства Мелхиседека не указано, следует, что он «пребывает священником навсегда».

Апостол обращает внимание и на то, как к Мелхиседеку отнесся Авраам. Он, хотя и сам был избран Богом, хотя и сам имел «обетования», но все же, как меньший, дал Мелхиседеку «десятину из лучших добыч своих». И Апостол не строит предположений, почему Авраам так сделал. Он воспринимает это как факт, и отмечает, что здесь «сам Левий», которому впоследствии дано было потомственное священство и право получать десятину, еще находясь в чреслах Авраама, сам дал десятину Мелхиседеку. И это говорит о превосходстве священства по чину Мелхиседека.

Так, через ветхозаветный образ Мелхиседека Апостол Павел объясняет наследникам Ветхого завета – и вечность Иисуса Христа, и Его особое священство. Объясняет, кто есть тот «Господь», Которому «рече Господь» в псалме Давида, кто тот «Священник иной» (Евр.7:15), Который раз и навсегда Своим единым жертвоприношением очистил наши грехи.

И мы не устаем удивляться, как все книги Ветхого и Нового заветов, писанные самыми разными людьми на протяжении почти полутора тысяч лет, мирно умещаются в одну обложку. И не тесно им, и не противоречат друг другу! И еще обратим внимание на самодостаточность Священного Писания. Оно не требует ни дополнения, ни подтверждения из других источников. И не только то, что в нем сказано, но и то, что умолчено, – одинаково красноречиво и исполнено смысла.

Церковный календарь. 2 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 2 января

Читаем Апостол. 2 января

Мульткалендарь. 2 января. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святитель Антоний (Смирницкий), митрополит Воронежский и Задонский

Этот день в истории. 2 января