20 декабря 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница 27-й седмицы по Пятидесятнице

(2Тим.1:1–2, 8–18; Лк.21:37–22:8)

Евангелие святого апостола Луки, глава 21, стих 37 - глава 22, стих 8:

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

2-е Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 1, стихи 1-2, 8 - 18:

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 21:37-38 - Лк. 22:1-8) Лк.21:37. Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
Лк.21:38. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

Евангелисты, особенно три первые, не передали очень многого из того, чем учил Господь. Правда, и сам Иоанн умолчал об очень многом, однако ж, он сверх того, что передали трое, изложил некоторые высшие уроки Господа. Господь, как можно догадываться, многим и высоким истинам учил собирающихся во храме. Что евангелисты сказали немногое, ибо и не желали объявлять всего, это видно как из многого другого, так немало можно заключить о сем и из того, что они, тогда как Господь учил почти три года записали так мало Его уроков, что, по моему мнению, не заслуживает порицания тот, кто сказал бы, что их можно было бы передать менее чем в целый день. Итак, святые евангелисты из многого написали немногое, чтобы лишь только передать вкус сладости. Господь говорил не со всеми одинаково, но каждому предлагал полезное. Поэтому народ с утра приходит к Нему. Ибо благодать изливалась из уст Его. А ночью Господь удалялся на гору, показывая нам, что во время тишины ночной нужно беседовать с Богом, а днем во время столкновений с людьми приносить им пользу, и ночью собирать, а днем раздавать собранное. Сам Он не нуждался в молитве или общении с Богом. Ибо Сам будучи Бог, не имел в чем бы Ему смиряться, но для нас положил это в образец, чтобы мы во время ночи, подобно колодезям, забирали в себя сток из духовных жил – молитвы, а днем из нас вычерпывали бы те, кои нуждаются в полезном. Смотря на то, как тогда народ с утра приходил к Иисусу слушать Его, иной сказал бы, что к Нему идут слова Давида: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя» (Пс.62:2).

Лк.22:1. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
Лк.22:2. и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

Книжники искали убить Его (Иисуса). Поскольку же наступало время пасхи, и они, поэтому видели для себя опасность от собирающегося народа, особенно на праздник, то они изыскивали, наконец, способ, как бы убить Его, не подвергаясь никакой опасности.

Лк.22:3. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

«Вошел же сатана в Иуду», «одного из числа двенадцати», то есть одного из приближенных и искренних учеников. Никто не надейся на самого себя, но будь внимателен к своей жизни, потому что имеешь страшного врага. Некоторые же слова: «одного из числа двенадцати» понимали так: дополняющего только собой число апостолов, но не истинного апостола и ученика. Ибо что за истинный ученик тот, кто воровал опускаемое в ящик? (Ин.12:6).

Лк.22:4. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
Лк.22:5. Они обрадовались и согласились дать ему денег;
Лк.22:6. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

Таким образом Иуда принял вошедшего в него сатану и согласился предать Иисуса ищущим Его. Ибо это означает слово «обещал», то есть окончательно заключил условие и договор. И искал удобного времени, когда бы застать Его (Иисуса) без народа, то есть наедине, и предать им. «Начальниками» называет здесь начальников над зданиями храма, или надзирателей за благочинием. Ибо римляне приставили некоторых надсмотрщиков за народом, чтобы он не возмущался, ибо был мятежен. Этих-то называет начальниками (по церковно-славянски – «воеводами»). А быть может, воеводами названы те, кои, принадлежа к составу священническому, имели военные должности. Ибо, страдая любовью к первенству, они вмешивались и в такие должности. Поэтому и назвал их воеводами храма, быть может, с тем, чтоб чувствительнее задеть их.

Лк.22:7. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

Что пасха, по-еврейски называемая фасек, означает выход из Египта, об этом многие говорили, и вообще все, что совершалось тогда в этот праздник, святые изъяснили. А нам нужно сказать о том, какой день называется днем опресноков. «Днем опресноков» называет четверток, в вечеру которого нужно было закалать пасху.

Лк.22:8. и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Итак, в четверток, быть может, утром, Господь посылает учеников Петра и Иоанна, одного как любящего, другого как любимого, посылает в «чужой» дом; ибо ни Сам, ни ученики не имели собственного, иначе Он совершил бы пасху у кого-либо из учеников. Смотри, какая бедность! Посылает их к человеку неизвестному, чтобы показать, что Он и страдания воспринимает добровольно. Ибо если бы Он не желал страдать, то, преклонив ум сего неизвестного человека к принятию их (Себя и учеников), Он мог бы и в иудеях произвести то, что Ему угодно.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийВошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа: тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтоб отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их, и не соглашайся на них, – сатана походит-походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему злу – мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые – что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони – и так всю жизнь. Когда же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость – вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана, и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей – ничего бы такого не было.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.21:37–22:8)

Протоиерей Александр Шаргунов

Перед нами — последние дни Спасителя между Его торжественным Входом в Иерусалим и ночью, когда Он был предан. «Днем Он учил в храме». Господь был неутомимым проповедником. Он проводил день среди народа в храме, проповедуя перед лицом открытого противостояния, посреди тех, кто — Он знал — искал возможности погубить Его. «А ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою» — в уединении с Богом. И все святые, наученные Господом, обретали свою силу в уединенной молитве — прежде чем распахнуть двери своих пустынных келий народу. Они могли встретиться с человеческим горем, потому что приходили к народу от Божественного света.

Но рано утром Господь снова был в храме. «И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его». Накануне Крестных Страданий Господа, подчеркивает Евангелие, весь народ Божий проводит свои дни с утра до вечера в слушании Христа. Мы видим, что вкус и потребность в слушании слова истины у простых людей порой бывает несравненно большим, чем у тех, кто славится многой ученостью и богословскими познаниями.

«Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа». Этот праздник — воспоминание об избавлении Израиля от египетского рабства и прообразование той ночи бдения Господу, когда Бог сокрушит железное иго, как сказано в Книге Исход (Исх. 12:42), и навеки освободит Свой народ от всякого рабства. И по мере приближения этого праздника первосвященники и книжники, забыв о всех своих богословских проблемах, думают об одном — как погубить Христа, невзирая на народ, все более явно идущий за Ним. Что предпринять, несмотря на свой страх перед народом? В храме Господь возвестил суд над Иерусалимом и духовными вождями его. Только после этого враги Христовы приступают к осуществлению своего заговора. Они ищут, как бы им избавиться от Него.

Решение приходит от сатаны, достигающего успеха среди самих двенадцати. Начало Страстей Христовых Евангелие от Луки связывает с указанием на того, кто олицетворяет силы зла. После искушения Господа в пустыне, «диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4:13), и теперь это время последнего сражения Господа приходит. Сатана овладевает Иудой и старается поколебать Петра. Праздник Пасхи становится часом власти тьмы. Господь должен сразиться со всеми силами зла, чтобы явиться Победителем смерти. Пасха Господня — глубже, чем просто противостояние между Христом и религиозными вождями этого народа. Однако требуется «предать Его им не при народе» и вмешательство одного из двенадцати.

Предательство Иуды совершается под действием сатаны и связано с деньгами (точно так же в Книге Деяний произойдет с Ананией и Сапфирой). Итак, Искариот, один из двенадцати, начинает искать «удобного времени», как и иудейские власти, и составляет первое звено в цепи тех, кто предает Господа из рук в руки — вплоть до воинов, распинающих Его, — ибо «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников» (Лк. 24:7).

Невозможно понять, как один из тех, кто знал Христа столь близко, мог предать Его. Это было дело диавола. Всякого, кто предает Христа или Его учение, или его пути, сатана научает так поступить. Однако несомненно одно, что сатана не мог бы войти в Иуду, если бы он не открыл ему свое сердце. Не зря говорят, что человеческое сердце — дверь, которая открывается только изнутри. Это значит, что только от нас зависит, будем ли мы служителями сатаны или служителями Божиими — и третьего не дано.

«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца». Праздник, который приближался, настал. Божественный замысел спасения рода человеческого — в тайне пасхального агнца, его надлежит заколать. Потому Господь и послал Петра и Иоанна, сказав: «Пойдите, приготовьте нам есть пасху». Событие обретает бесконечно глубокое значение. Господь избирает двух апостолов — из числа тех трех, призванных после чудесной ловли рыб на озере Геннисаретском, свидетелей воскрешения дочери Иаира и Преображения. Сатана вступает в последнюю войну с Господом, а Господь начинает празднование Пасхи. Пасха Господня должна стать завершением пасхальной трапезы Ветхого Завета. Потому святая Церковь восклицает накануне Пасхи Христовой: «Не якоже иудеи празднуем». И апостол Павел говорит: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7—8).

***

протоиерей Павел Великанов

История предательства Иудой Искариотом своего Учителя вот уже на протяжение двух тысяч лет не даёт покоя ни богословам, ни писателям. Чего только не напридуманно и не написано – кто в осуждение, а кто и в оправдание этого поступка, ставшего притчей во языцех. Почему именно Иуда – а не какой-то другой ученик – стал предателем? При том, что в Евангелии достаточно мест, где мы видим, как между учениками возникает то распря, то они начинают прекословить Христу, то просто находятся в какой-то параллельной вселенной по отношению к словам Учителя. В подобных конфликтных ситуациях Иуды нет: он всегда находится в тени – при том, что именно у него – вся казна этой немногочисленной группы. Другими словами, ему однозначно доверяют. И этот, казалось бы, на редкость безупречный ученик – вдруг становится предателем.

Конечно, мы до конца никогда не сможем понять, что же именно двигало Иудой, когда он решился на предательство. Была ли тому причиной его болезненная алчность, любовь к деньгам – тогда непонятно, почему он раскаялся и швырнул обратно к первосвященникам полученные тридцать сребренников. Может, это было глубокое разочарование в Иисусе как потенциальном вожде народного восстания? Или – это была безумная попытка спровоцировать своего Учителя на более активные действия, чтобы показать реальность Его Мессианского достоинства? А может, и вообще было что-то другое – о чем даже сами апостолы и не догадывались. Однако есть одна совершенно очевидная деталь: Иуда, в отличие от других апостолов, был очень скрытным, или, как говорят в народе, «себе на уме». Никто не знал – кроме Самого Христа – какая каша варилась в голове Иуды. В своем внешнем поведении он был вполне корректен. С Учителем не спорил, со всеми дружил, имел ровные отношения. По отношению к деньгам был внимателен и аккуратен. Кроме скрытности, всплывает на поверхности ещё одна черта: это ощущение собственной исключительности. Мы не знаем целиком того тщательно выстроенного плана, который долго вызревал в голове Иуды – предательство было всего лишь одним из шагов. Но судя по силе раскаяния – этот план был гениален. И тем более драматичен его полный провал. Не было бы уверенности в собственной гениальности – и отчаяние не оказалось бы смертельным.

Произошло бы предательство, если бы Иуда был более открыт и искренен? Если бы он не так сильно верил в себя, в свою исключительность? Возможно, и тогда его имя не стало бы нарицательным. Знай другие апостолы о том, какие мысли бродят у Иуды, они бы не оставили это без внимания. Ведь до самого последнего момента, когда вместе с Иудой пришли воины, чтобы арестовать Иисуса, никаких подозрений у апостолов не было и в помине.

Вот почему в молитве, которую всякий раз читают перед Причащением, есть такие слова: «Ни лобзания ти дам, яко Иуда». Неспроста нам напоминают, что путь Иуды ни для кого из нас не закрыт. Чтобы не уподобиться предателю, следует всегда помнить: закрытость, самодовольство, вера в силу своего разума, долго вынашиваемые планы – всё это может в какой-то момент сыграть злую шутку – и думая всех перехитрить, в итоге человек перехитрит только самого себя.

Не доверять себе, не стесняться поверять свои мысли Священным Писанием, быть предельно открытым в общении с духовником и близкими людьми – и никогда не утверждать горделиво, что я-то уж точно Иудой не стану – вот реально работающие способы избежать участи предателя!

***

священник Стефан Домусчи

Уже первые строки этого отрывка показывают то внутреннее напряжение, в котором существует христианское сознание. Это существование в истории, красоту и величие которой ты наблюдаешь и временность и бренность, которой ты так же отлично осознаешь. Мы знаем, что большинство вещей, которые нас окружают, скоро сломаются и исчезнут – так уж устроен современный мир. Однако есть что-то в нашей жизни, о прекращении существования чего мы даже не думаем: наши храмы, города, памятники архитектуры. И дело не в том, что мы вообще не можем себе представить их разрушения, двадцатый век с его уничтожением храмов и памятников старины, слишком явственно показал нам реальность всего этого… Просто мы рождаемся и живем радом с ними, они кажутся нам частью нас самих… И они, конечно же, очень красивы.

И вот в сегодняшнем чтении мы слышим, как люди, окружающие Христа, восхищаются великолепием иерусалимского храма, камнями и деревянными узорами, которыми он украшен… Слушая эти строки важно понимать, что для людей этот храм был не просто одним из дорогих сердцу памятников архитектуры, пусть даже и самым красивым… Он был центром их жизни, их веры, их надежды… Все, самые красивые здания в мире были для них ничем по сравнению с храмом… Сколь бы величественны ни были Колизей или пирамиды – они были просто языческими строениями, а храм был местом особого присутствия Божьего на земле, в нем приносились жертвы, в нем стоял ковчег Завета…

И вдруг люди, восхищающиеся храмом слышат: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. Какой ужас должно быть охватил тех, кто это слышал.

Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? – спрашивают они.

Интересно, что Христос, говоря о разрушении храма и города, вписывает их в общий контекст разрушений последних времен. В своем рассказе, он объединяет две реальности, будто бы показывая, что природа этих разрушений одна – это суд и дни отмщения всей неправде мира сего. Из пророческих писаний мы знаем, что богоизбранный народ должен был распространить завет с Богом на все племена земные. Вместо этого, изменив своему духовному предназначению, он свел всю свою миссию к национальной борьбе и был побежден и раздроблен и разведен в плен по всем народам… Город и храм, которым так восхищались современники Христа, был разрушен в семидесятом году. Вероятно, это произошло потому, что он стал местом не духовного, а лишь национального возрождения.

Слушая эти слова, мы понимаем, что они имеют отношение не только к конкретным историческим событиям, но являются предупреждением и христианской цивилизации… Сосредоточившись на временном, сколь бы прекрасным и вдохновляющим оно ни было, мы можем не расслышать зова вечности, призывающей нас к исполнению воли божией, к поиску того, что по-настоящему прекрасно и нерушимо…

Церковный календарь. 20 декабря

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 20 декабря

Читаем Апостол. 20 декабря

Мульткалендарь. 20 декабря. Святитель Амвросий Медиоланский

Преподобный Нил Столобенский

Этот день в истории. 20 декабря