9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
(Мк. 1:9-15) Мк.1:9. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
Мк.1:10. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
Мк.1:11. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Не за отпущением грехов Иисус приходит ко крещению, ибо греха Он не сотворил, равно и не для получения Духа Святаго, ибо как могло Иоанново крещение даровать Духа, когда оно не очищало грехов, как я сказал? Но и не для покаяния идет Он креститься, поскольку Он был «больше самого Крестителя» (Мф.11:11). Итак, для чего же приходит? Без сомнения, для того, чтобы Иоанн объявил о Нем народу. Поскольку многие стеклись туда, то благоволил прийти, чтобы засвидетельствовану быть пред многими, кто Он, а вместе и для того, чтобы исполнить «всякую правду», то есть все заповеди Закона. Поскольку послушание крестящему пророку, как посланному от Бога, было также заповедь, то Христос исполняет и сию заповедь. Дух сходит не потому, чтобы Христос имел нужду в этом (ибо по существу Он в Нем пребывает), но чтобы ты знал, что и на тебя при крещении сходит Дух Святый. При сошествии Святаго Духа тотчас изречено и свидетельство. Поскольку Отец говорил свыше: «Ты Сын Мой», то, чтобы слышавшие не подумали, что Он говорит об Иоанне, сходит на Иисуса Дух, показывая, что это сказано о Нем. Небеса же отверзаются для того, чтобы мы знали, что они отверзаются и нам, когда мы крещаемся.
Мк.1:12. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
Мк.1:13. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
Научая нас не унывать, когда после крещения впадаем в искушения, Господь уходит в гору на искушение или, лучше, не уходит, а отводится Духом Святым, показывая чрез то, что и мы не должны сами ввергаться в искушения, но принимать их, когда они постигают нас. А в гору уходит для того, чтобы по причине пустынности места диавол возымел дерзость и мог приступить к Нему; ибо он обыкновенно нападает тогда, когда видит, что мы одни. Место искушения было до того дико, что там во множестве водились звери. Ангелы стали служить Ему уже после того, как Он победил искусителя. Все это в Евангелии от Матфея изложено пространнее.
Мк.1:14. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
Мк.1:15. и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
Услышав, что Иоанн предан в темницу, Иисус удаляется в Галилею, дабы и нам показать, что не должно самим вдаваться в искушения, а избегать их, когда же впадем, – терпеть. Христос проповедует, по-видимому, одно и то же с Иоанном, как-то: «покайтесь» и «приблизилось Царствие Божие». Но на самом деле не одно и то же: Иоанн говорит «покайтесь» с тем, чтобы отклонить от грехов, а Христос говорит «покайтесь» с тем, чтобы отстали от буквы Закона, почему и присовокупил: «веруйте в Евангелие», ибо тот, кто хочет веровать по Евангелию, уже упразднил Закон. Господь сказывает, что «исполнилось время» Закона. Доселе, – говорит, – Закон был в действии, а отныне настает Царствие Божие, жизнь по Евангелию. Эта жизнь справедливо представляется «Царством» Небесным, ибо когда видишь, что живущий по Евангелию ведет себя почти как бесплотный, как не скажешь, что он имеет уже Царство Небесное (где нет ни пищи, ни пития), хотя оно, кажется, еще и далеко.
Господь начал проповедь Свою так: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). В конце веков тоже будет сказано: «исполнилось время, приблизилось Царствие»; но будет прибавлено не «покайтесь и веруйте», а «исходите на суд». Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчи отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века – смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? – и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.
Протоиерей Александр Шаргунов
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане». Это первое явление Господа народу после долгих лет неприметной жизни в Назарете. Имя Иисус означает Спаситель. Но какое смирение обнаруживает Господь, приходя креститься от Иоанна! Он совершенно чист и непорочен, а приходит со всеми, как если бы тоже нуждался в омовении. И какою славою венчает Его Бог, когда Он преклоняет Свою главу под руку Крестителя! «Когда Он выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Крещение Христово раскрывает тайну Его будущего служения. Сами слова Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», связаны с этой превечной тайной. Начало их: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» – пророчество Духом Святым из второго псалма. А далее – из 42-й главы пророка Исаии, где он говорит о Муже скорбей, о Мессии, о Царе Израилевом, Который грядет в мир. Крещение Господне открывает нам, что Христос явился в мир, чтобы идти путем Креста. Он Царь Израилев, но Престол Его Царства – Крест. Он будет Победителем мира, но Его победа – через жертвенную любовь ради каждого из нас.
Дух Святой сходит на Господа Иисуса Христа, чтобы Он принял здесь, на земле, помазание Своего служения, – пророческое, царское и священническое. И мог Церкви Своей сообщить полноту всех даров. Дух Святой сходит «в виде голубине» в напоминание нам о том, что христиане должны быть кроткими, как голуби, среди злобы и ярости этого беснующегося мира. Извещение об избавлении мира от гибели во время потопа было дано через голубя. Так и ныне греховный потоп, в котором погибает человечество, убывает и исчезает там, где является Христос, Мир наш.
Сей есть возлюбленный Сын Божий. Он – Искупитель мира. И потому особенно возлюблен Отцом, что приходит в мир, чтобы спасти его от грехов. Ибо так Бог возлюбил мир, что Сына Своего Единородного не пожалел и принес в жертву за грехи всех людей. И Отец Небесный принимает всех в Своем Божественном Сыне. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Не просто «с Которым Мое благоволение», но «в Котором Мое благоволение». Его благоволение со всеми людьми, которые во Христе, со всеми, кто соединен верой и крещением со Христом. Неблаговоление Божие ко всем людям и было, и продолжается – до тех пор, пока они не соединятся со Христом. Бог наш есть Огнь поядающий – вне Христа. Во Христе Его милость и благоволение – к каждому человеку, который вместе с Ним. Если с нами Бог – кто может быть против нас! Если Его благоволение к людям – все совершит, все исполнит Господь, приведет всех, кто с Ним к вечной славе.
«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною». Первый Адам был изгнан из рая в пустыню, и Христос, исполненный Духа Святого, идет в пустыню, чтобы найти его там и привести снова в рай. Если бы Господь не сразился с диаволом, Он не даровал бы нам победу над ним. Он показывает нам, что диавол воюет против всех, кто желает идти путем истины и как надо хранить себя, чтобы немощью души не предать благодать тайны. Подобно Адаму в раю, Господь находится в пустыне с послушными Ему зверями, и ангелы служат Ему. Мы видим вечное блаженство, для которого создан человек. История рода человеческого находит свое завершение во Христе Иисусе, Пастыре, Мессии, но также Сыне Божием и Сыне Человеческом, Который должен умереть.
«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Господь начинает проповедь после того, как Иоанн завершил свою. Он был предан, как Сам Господь будет предан и Его ученики после Него. Иоанн Предтеча, первый по благодати мученик, прежде всех приобщился крестному пути Христовой Церкви. Христос возвращается в Галилею, откуда Он пришел на Иордан к Иоанну. Его проповедь названа Евангелием Царства Божия – благая весть, исходящая от Бога и обращенная к людям. Христос пришел, чтобы установить Царство Божие среди людей.
Прежде всего Христос возвещает о новой ситуации в мире: «Исполнилось время, и приблизилось Царство Божие». О каком времени идет речь? И что такое Царство Божие, которое приблизилось? Очень трудно отвечать словами. Нигде Евангелие не дает определение Царства Божия. Христос предлагает притчи, раскрывающие некоторые аспекты тайны, но эта реальность слишком глубока, чтобы попытаться одним умом постигнуть ее. По крайней мере, невозможно ничего узнать о Царстве Божием, не живя им изнутри.
Однако Христос ясно говорит, что это – то, чего не было раньше. Во время Его Крещения разверзлись небеса, открылась связь между миром, который находится вверху и миром, который находится внизу. Явилась слава Божественного света, Божественной жизни и Божественной любви. Бог содержит время в Своей власти. «Исполнилось время, и приблизилось Царство Божие». Ныне Христос возвещает об этой новой ситуации, которая начинается с Его Крещения и Его проповеди.
Вторая часть этой проповеди – настойчивый призыв ко всем людям: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Недостаточно знать, что Царство Божие приблизилось. Кто стоит к нему спиной, остается чуждым ему. Необходимо повернуться к нему, обратиться, покаяться, и начать жить деятельным исканием этого Царства. Христос проповедует исполненное решимости принятие этого дара. Он зовет нас к некоторого рода риску, вдохновляемому верой в Евангелие, которое Он возвещает. Иудеи в неразумии своем ожидали явления Мессии во внешнем величии и славе, и потому полагали, что когда Царство Божие приблизится, они должны будут приготовиться к войне и к победе. А Христос говорит им в виду этого приближающегося Царства, что они должны покаяться и веровать в Евангелие. Покаянием мы должны оплакать наши грехи и оставить их, а верою – принять их прощение. То и другое должно идти вместе. Мы не должны думать, что усилия изменить нашу жизнь спасут нас без веры в благодать и праведность Христову. Или что вера во Христа спасет нас без перемены наших сердец и нашей жизни. Христос соединил то и другое вместе, и пусть никто не пытается это разделить. Так началась проповедь Евангелия, и так она продолжается. Доныне Христос зовет всех: «Покайтесь и веруйте, и живите жизнью покаяния и веры».
Христос – Тот, Кто возвещает Евангелие и одновременно Тот, о Ком Евангелие возвещает. Благая Весть это Он Сам. Исходя из этого, первые слова Евангелия от Марка: «Начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия» можно понимать так: «Начало Евангелия, которое есть Иисус Христос Сын Божий» (Мк. 1:1).
***
Священник Дмитрий Барицкий
Отрывок, который мы только что услышали, повествует о начале проповеди Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, когда Спасителю исполнилось 30 лет, Он пошел на реку Иордан для того, чтобы принять крещение от Иоанна, которого в народе прозвали Крестителем. Что это был за обряд? Иоанн призывал людей к покаянию, то есть глобальному изменению образа жизни и самого образа мыслей. По его словам, это было необходимо для того, чтобы узнать и принять Мессию, Который вот-вот и должен прийти. Если человек откликался на этот призыв, Иоанн принимал его исповедь, а затем погружал его в воды Иордана. Это омовение было символом очищения человека от греха и его готовности стать участником Царства Мессии.
Зачем же Иисус, Бог, Который сотворил наш мир, Существо святое и безгрешное принимает участие в этом ритуале? Дело в том, что к Иоанну стекалось большое количество народу. Ему верили, его уважали, к нему прислушивались. Именно Он в народном сознании был тот, кто должен указать на Избранника. Таким образом, Господь принимает крещение для того, чтобы при помощи Иоанна заявить Своим единоплеменникам о Своем мессианстве и начать проповедь Евангелия. Теперь в сознании евреев Его слова будут легитимны. К Нему будут относиться не как к самозванцу, а, по меньшей мере, как к преемнику великого пророка.
После крещения Христос идет в пустыню для того, чтобы провести там продолжительное время в молитве и воздержании. Несмотря на то Евангелие от Марка говорит совсем немного об этом периоде, это очень важный момент священной истории. Пост длился сорок дней и был очень изнурителен для Христа как человека. Именно этим воспользовался лукавый, чтобы соблазнить Спасителя. Ведь человеку свойственно поддаваться на искушения, когда он находится в состоянии крайнего физического истощения. Однако Господь показывает нечистому, что под покровом Его человеческого тела, души и ума, скрывается нечто, что придает Ему силы подняться над всеми физиологическими процессами и с легкостью преодолеть соблазны. Видимо, эту силу испытал на себе не только сатана, но и звери, которые жили в тех местах и которые потянулись к Господу, почувствовав, что к ним пришел Тот, Кто является Творцом этого мира и их любящим Отцом. Поэтому и говорит Евангелист, что Он «был там со зверями». Заканчивается этот сорокадневный период явлением славы Христа, Который Своей победой над лукавым, немощью человеческого тела и души, явил Свою Божественность. Именно на это намекают слова о том, что Ему служили ангелы.
Эти два эпизода подводят нас к важному выводу. Если безгрешный Господь смирился и подчинил Себя современной Ему религиозной традиции с ее правилами и обрядами, хотя и не имел в этом особую нужду, тем более мы не должны пренебрегать различными Церковными установлениями. Стараться принимать участие в богослужениях и таинствах Церкви, ведь как наша душа, так и тело очень сильно в этом нуждаются. Если даже Господь был искушаем сатаной, а также собственной немощью, то и нам следует к этому быть постоянно готовыми. В духовной жизни без трудностей и препятствий невозможно добиться результата. И пусть нас это не смущает и не ввергает в уныние, ведь все мы в силу того, что крещены во Христа, имеем в себе нечто, что поможет нам превозмочь эти испытания и одержать свою пусть и небольшую победу.
О умершем за меня
(2Кор.5:10–15; Мк.1:9–15)
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол говорит: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего».
Вообще это удивительно, когда один добровольно принимает смерть за другого. Он на несколько лет укоротил свое, и так короткое пребывание на земле, чтобы мое пребывание здесь удлинилось на несколько лет, которые тоже пролетят в одни миг. Казалось бы, нормальный обмен: один на один. Но почему-то я чувствую, что он, ушедший, – недосягаемо выше меня, а я стал вечным его должником. И даже если моя жизнь особо нужна для человечества, все равно совесть не даст покоя. И жутко читать рассуждения известного писателя, что преступно отправлять на войну тех, кто составляет, так сказать, «мозг нации»: пусть простые люди гибнут. И любое нормальное сердце откликнется на слова другого писателя, что даже ради всеобщего счастья недопустимо замучить хотя бы одного человека.
Отдавший за меня жизнь становится в какой-то мере судьей всех моих дел. Каждый шаг я теперь оцениваю его жизнью и смертью. И я вижу, что нет во мне ничего такого, за что можно было бы принять в жертву чужую жизнь. И это в конце концов настолько морально подавляет, что поистине получается, будто вместе с ним как бы и я умер. И это даже если за меня заплачено таким же как я смертным человеком.
Ну а если за меня умер Тот, о Ком Бог Отец торжественно свидетельствовал: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»? Как мне это осмыслить? Апостол говорит, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово». И отправляемся мы на это судилище уже сейчас, прежде второго пришествия Христова, и именно – в наших размышлениях о Его смерти. И чтобы устоять на грядущем суде, необходимо измерить свою многогрешную жизнь земной жизнью Единого Безгрешного. Все наше существо должно погрузиться в Его смерть, как мы погружаемся в воды Святого Крещения (как Он погрузился в наш грех, войдя в воды Иордана). Нам надо погрузиться в ту истину, что «если один умер за всех, то все умерли». И тогда вместе с водами Крещения «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так». И только после этого, просвещенные Святым Духом, мы сможем наконец понять, а что же значит: жить «не для себя», «но для умершего за нас и воскресшего»?
|