21 мая 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 4-й седмицы по Пасхе

(Деян.10:21–33; Ин.7:1–13)

Евангелие святого апостола Иоанна, глава 7, стихи 1 - 13:

1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
2 Приближался праздник Иудейский — поставление кущей.
3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
5 Ибо и братья Его не веровали в Него.
6 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.
7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.
8 Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
9 Сие сказав им, остался в Галилее.
10 Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.
11 Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
12 И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.
13 Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

Деяния святых апостолов, Глава 10, стихи 21 - 33:

21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

(Ин. 7:1-13) Ин.7:1. После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.

Иисус удаляется от убийц – иудеев не потому, будто боится смерти, ибо Ему можно было и посреди их ходить и не потерпеть ничего, но потому, что если бы Он всегда так поступал, то не поверили бы, что Он был Человек, но почли бы за призрак. Посему теперь Он удаляется и таким образом подтверждает и удостоверяет, что Он Человек, и поражает всех, которые говорят, что Он воплотился призрачно, как то: Манеса, Маркиона, Василида и подобных. В других же случаях, когда Он находится среди убийц, злоумышляющих на Него, и остается невредимым, Он показывает, что Он Бог, и постыждает Павла Самосатского, и всех уверяет, что Он был не просто Человек, но и Бог.

Теперь Он уходит в Галилею. Так как не наступило еще время страдать, то напрасно и излишне было обращаться Ему среди врагов Своих и тем подавать повод к усилению их злобы.

Ин.7:2. Приближался праздник Иудейский – поставление кущей.

«Было, – говорит, – поставление кущей». О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один – праздник Пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздник – Пятидесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они в первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья как начатки. Третий праздник – поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устроили скинии или палатки и веселились, как бы живя на поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давидовы (Пс.80, Пс.83), имеющие надпись «о точилехъ», составлены Давидом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом (Пс.8). Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом.

Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, Пятидесятница – вступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Тайн. Мы не тотчас вкушаем Хлеба, как уверуем и перейдем от неверия, но должны прежде креститься и удостоиться стояния в церкви вместе с крещеными, и тогда уже причаститься Хлеба.

Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут. Есть и иные возвышенные стороны у сих праздников, но не время теперь высказывать их. Ибо мы всегда выбираем то, что полезнее для многих.

Ин.7:3. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

Итак, когда приближался иудейский праздник, называемый «поставление кущей», и братья Иисуса видели, что Он не собирается на праздник, они с завистью говорят ему: «выйди отсюда и пойди туда, чтобы дела Твои видели и ученики Твои, то есть народ, следующий за Тобой»; ибо говорят не о двенадцати, но о других Его последователях.

Ин.7:4. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным.

Братья Его, то есть дети Иосифа, обвиняют Его в двух расположениях, в боязни и славолюбии. Посему и говорят: «никто не делает чего-либо втайне» – это знак боязни, и «и ищет сам быть известным» – это знак славолюбия.

Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

«Если, – говорят, – Ты творишь такие дела, то яви Себя миру». Сим они как бы так говорят: «Мы не в добрую сторону понимаем поведение Твое. Ибо если Ты творишь такие дела как добрые, то яви Себя, если же Ты скрываешься, очевидно, скрываешься потому, что делаешь худое.»

Ин.7:5. Ибо и братья Его не веровали в Него.

Для чего евангелист из пятимесячной деятельности ни о чем другом не рассказал, кроме чуда над хлебами и беседы Господа к насыщенным, но неблагодарным, и, опустив прочее, сказал: приближался праздник иудейский, поставление кущей? А что он умолчал о делах, совершенных в течение пяти месяцев, видно из следующего. Когда Иисус совершил чудо над хлебами, тогда была Пасха, которая совершалась в месяце называемом у римлян мартом, а у иудеев – первым месяцем. Теперь же поставление кущей, которое совершается по-нашему в сентябре. Почему же евангелист так поступил? Потому, что говорить обо всем по порядку было невозможно. И иначе евангелисты старались говорить о том, из-за чего со стороны иудеев выходило какое-либо порицание или противоречие. Любовь их к истине достойна удивления. Они не стыдятся говорить о том, что, по-видимому, навлекает на Учителя их некоторое бесславие. Так и сей евангелист, опустив многие чудеса и речи Господа, повествует о неверии братьев и о том, что они порицали Его. Откуда же в них такое неверие? От произвола и зависти.

Впрочем, смотри. До распятия хотя они и видят Его в славе и творящим чудеса, такие веруют в Него, но после распятия и мнимого бесславия свидетельствуют за Него, став апостолами, проповедниками и архиереями. Значит, они непререкаемо увидели Его воскресшим. Ибо если бы они не получили твердой уверенности в Его воскресении, они не предали бы себя на смерть ради Его.

Ин.7:6. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.

Братья, завидуя Господу, обвиняют Его в боязни и тщеславии. Что же Он говорит им? Не отвечает ли им сурово? Нет, а кротко. Он не сказал: «Кто вы, чтобы давать Мне такой совет и учить?» Но что говорит? «Мое время еще не настало», то есть время страдания и смерти.

Слова «Мое время еще не исполнилось» означают, что еще не время быть распятым и умереть. «Мне нужно еще жить во плоти и сотворить больше чудес, и высказать больше учения для того, чтобы больше народа приготовить к вере и учеников более утвердить чрез явление больших чудес и чрез учение. Итак, – говорит, – еще не настало время смерти, чтобы Мне предавать Себя враждующим на Меня; потому Я и не пойду на праздник.»

«А для вас всегда время». «Вы, – говорит, – хотя всегда пребудете с иудеями, они не умертвят вас, как имеющих одинаковые с ними стремления, а Меня, как увидят, что пришел на праздник, тотчас решатся убить».

Или это можно и иначе понимать. Тот, кто ублажает плачущих в настоящем веке (Мф.5:4), и теперь говорит подобное, что может случиться и со всеми святыми. «Для Меня, – говорит, – еще не наступило время праздника, так как Я вижу, что в иудеях живет всякая злоба. Ибо время плача и скорби тогда, как истина изгнана и воля Божия не преобладает. Посему-то для Меня еще не праздничное время. А для вас, живущих согласно с иудеями и привязанных к миру, свойственно и праздновать вместе с подобными вам.»

Ин.7:7. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

«И мир, то есть заботящиеся о мирском, не может ненавидеть вас, как одинаковых с собою. А Меня ненавидит, потому что Я обличаю дела его. Ибо обличение, весьма смелое, всегда порождает ненависть.»

Ин.7:8. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.

Итак, братьев посылает на праздник, показывая, что не принуждает оставаться с Ним, если не хотят.

Смотри же. На двоякое обвинение, возносимое на Него, в боязни и славолюбии, делает и двоякое оправдание. Против обвинения в боязни, говорит, что Я обличаю дела мира, то есть тех, кои заботятся о мирском. А Я не обличал бы, если бы был боязлив, как вы думаете. Вопреки обвинению в славолюбии, не принуждает их оставаться при Себе. А если бы Он был виновен в славолюбии, не отослал бы их. Ибо славолюбивые и горделивые стараются, напротив, иметь многих последователей. Две вины приписывали Ему; естественно два оправдания и противопоставил Он, показывая, что мнение их слабо.

Ин.7:10. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.

Для чего это сказал Он братьям, что не пойду Я на праздник, а потом идет? Он не просто сказал, что не пойду, но «еще не пойду», то есть с вами. Вначале Он отказывался идти, потому что иудеи пылали яростью, а потом отправляется, к окончанию праздника, когда, естественно, и ярость их ослабела.

И иначе. Он поступил не вопреки Своих слов. Ибо Он взошел не праздновать, но учить, и не с пышностью, как обыкновенно делают панегиристы, но тайно. Укрывается Он для того, чтобы подтвердить Свое Человечество. Ибо если бы Он явился, они возъярились бы на Него с намерением убить Его. Он же не допустил бы им сделать это, так как не наступило еще время страдания, но, будучи среди их, избег бы страдания и показался бы воплотившимся призрачно. Посему как Человек Он избегает и удаляется, устрояя Свое.

Ин.7:11. Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?

Иудеи от сильной ненависти не упоминают о имени Его. Не говорят «где Иисус?», но – «где Он?» Так они ненавидели и одно только имя Его.

Примечай, пожалуй, их склонность к убийству. Они не уважают времени праздника, но хотят Его уловить на оном. Посему-то и ищут. Так они хранили благоговение и уважение к праздникам! Так правы были их дела!

Ин.7:12. И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.
Ин.7:13. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

В народе был спор о Нем, потому что мнения о Нем были различны. Начальники говорили, что Он обольщает народ, а народ говорил, что Он добр. Называвшие Его добрым были из среды народа. Справедливость сего видна из слова евангелиста: «никто не смел говорить о Нем явно, боясь Иудеев». Очевидно, не смеющие говорить о Нем были из народа и молчали, боясь начальников иудейских. Слова «обольщает народ» показывают, что клевещущие на Него суть из начальников. Ибо если бы они были из народа, они сказали бы, что Он нас обольщает. Но говорящие, что Он обольщает народ, показывают, что они не из народа, а из начальников. Смотри, пожалуй. Начальство везде неоткровенно, а подначальные остаются прямыми, но, не имея твердой воли и будучи еще несовершенны, они несмелы.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин.7:7). Это сказал Господь не ученикам, а ученикам предрек потом, что и их мир будет ненавидеть и гнать, потому что Он изъял их из мира. Посему замечайте, на что обращается ненависть мира и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно. Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим – сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и чрез верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы чрез досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но чрез органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Ин.7:1–13)

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы слышим причину, по которой Христос проводил больше времени в Галилее, чем в Иудее. Потому что иудеи (в Иудее и Иерусалиме) искали убить Его за исцеление расслабленного в субботу. Не сказано: Он не осмелился. Но — не восхотел. Он поступал так из осторожности — потому что еще не пришел час Его. Христос уходит от тех, кто гонит Его от себя. Во времена опасности не только позволительно, но желательно уклоняться от ненужного риска, и избирать служение в наименее опасных местах. Если Промысел Божий ставит достойнейших людей в места ничем неприметные, мы не должны этому удивляться. Таков был жребий Самого Господа. Он не сидел в Галилее, сложа руки, ожидая Своего часа. Но ходил по Галилее, творя добро. Когда мы не можем делать то, что мы хотели бы и там, где мы хотели бы, мы должны делать то, что мы можем и там, где можем.

Приближался праздник Кущей, на который все иудеи собирались в Иерусалиме. Мы должны думать о наших праздниках — и о нашем участии в них. Божественные установления не стареют с течением времени, и милости Божии, воспоминаемые в эти праздники, никогда не должны быть забыты. Они обновляются для тех, кто приходит на них.

И мы слышим беседу Христа с Его братьями по плоти. Они дают советы, как Он должен Себя вести. Честолюбие и тщеславие заставляет их принудить Его быть более активным в общественной деятельности. «Ты должен оставить это место, — говорят они, — и идти в Иудею». Им кажется, что у них есть основание для такого совета. Его пребывание там воодушевило бы многих в Иерусалиме. Он прибрел бы новых, более достойных учеников, а время, проведенное в Галилее, напрасно истрачено. Его чудесные знамения бесполезны, пока их не увидят в Иерусалиме. Никто, желая стать видным деятелем, не таится, а ищет сам быть известным. Для них само собой разумеется, что Христос — тоже из таких. «Если Ты ищешь этого, иди в столицу и яви Себя миру». Пришло время стать великим.

В Евангелии сказано, что это было свидетельством их неверия. «Ибо и братья Его не веровали в Него». Те, кто слушает Его слово и хранит его — в родстве с Ним. Однако можно быть в родстве по плоти со святыми людьми и с Самим Господом, и не верить в Него.

Как кротко Господь отвечает им! Он показывает разницу между Собой и ими. «Его время еще не настало, а для них всегда время». Для тех, кто живет бесплодной земной жизнью, любое время одинаково. Они могут уходить и приходить когда угодно. Но те, чье время — служение Богу, часто видят пределы, и для них не пришло еще время делать то, что другие могут делать в любое время. И эта ограниченность в тысячу раз лучше, чем свобода без Бога. Мы видим недалеко и неглубоко, а склонны предписывать Господу, что было бы лучше для нас. Настоящее время — наше время, и Он один может судить, пришло ли для нас подходящее время. Потому мы должны с терпением ждать, когда придет Его время. Его убить искали враги — не их. Они не рисковали ничем. «Вас мир не может ненавидеть — потому что вы от мира». Не ищущих святости, святой Бог не может любить, а мир, лежащий во зле, не может их ненавидеть. Но Христос, являя Себя миру, подвергает Себя величайшей опасности, потому что мир ненавидит Его.

Но почему мир ненавидит Христа? Потому что Христос свидетельствует, что дела его злы. Дела мира, лежащего во зле — злые дела. Каково дерево, таковы и плоды. Для мира нестерпимо слышать обличение, что дела его злы. Чем бы ни прикрывалась вражда мира к Евангелию, подлинная причина ее в том, что оно свидетельствует против греха и грешников. Но лучше вызывать ненависть мира, свидетельствуя против его зла, чем приобретать его благосклонность, плывя по течению с ним.

И Господь не идет с ними на праздник. Кто отправляется на праздник, ища своего, идет на праздник без Христа. И он может выйти из храма с посрамленным лицом. Если Христос не идет с нами, куда мы идем? Господь не идет на праздник с нами, потому что еще не пришло Его время. Кто приходит на праздник, должен искать Христа.

***

Протоиерей Павел Великанов

Суккот, или праздник шалашей – или по-церковнославянски, «поставления кущей» – один из трёх самых главных праздников в иудаизме и по сей день. В этот праздник, который длился целую неделю, иудеи семьями – а то и целыми городами – отправлялись в Иерусалим, как это и предписывалось Законом. Суккот – самый радостный и весёлый праздник в воспоминание пребывания евреев в пустыне после бегства из Египта. Именно в шалашах – как кочевники – и жили евреи в пустыне, а Бог, будучи верен Своим обещаниям, не оставлял их постоянной заботой. Этот праздник был очень привлекательным: повсюду строились шалаши, в которых и должны были жить евреи в течении семи дней праздника.

Братья Иисуса – а именно дети Иосифа от первого брака – недоумевают, почему Иисус не хочет идти вместе с ними в Иерусалим на этот замечательный праздник. Они смотрят на своего сводного брата как на обычного проповедника, который заинтересован в увеличении числа слушателей и охвате разных территорий – поэтому им кажется странным, что Иисус не хочет воспользоваться такой отличной возможностью проповедовать в Иерусалиме, когда туда соберётся огромное число народа. В словах евангелиста – «ибо и братья Его не веровали в Него» – слышна боль: даже внутри самых близких родственников Иисус не находил понимания. Объясняя причину Своего отказа пойти вместе с семьей, Спаситель говорит: не надо торопить события. Спаситель прекрасно понимает, что Он в глазах еврейских властей – опасный человек, быстро набирающий популярность в народе – и при этом Его учение не вполне традиционно, а зачастую – и прямо провокативно для многих. Если бы Спаситель пошёл вместе с семьей – Ему не удалось бы остаться незамеченным, и недружелюбно настроенные власти нашли бы повод, чтобы Его арестовать.

Поэтому Иисус отправляется в Иерусалим после ухода семьи. Тот факт, что Его не опознают еврейские власти, свидетельствует о том, что внешность Спасителя была вполне обычной: ничего исключительного, выделяющего Его из ряда простых евреев у Него не было. Это и позволяло Ему беспрепятственно находиться среди простого народа, не вызывая ненужного ажиотажа.

Почему же вполне миролюбивая проповедь Иисуса так быстро настроила против Него иудейские власти? Причину указывает Сам Спаситель: Его ненавидят за то, что Он свидетельствует о злых делах людей. Обличение, естественно, вызывает гнев и раздражение – кому приятно услышать о собственной неправоте? Но при этом, как мы видим из сегодняшнего чтения, Иисус вовсе не преследует цель выступать отчаянным «правдоискателем» и обличителем всех и вся. Неприязнь со стороны еврейских властей – вовсе не самоцель, а неизбежное и очень печальное следствие проповеди. Если бы можно было этого избежать – было бы хорошо: но когда на весах на одной чаше – свидетельство об истине, на другой – благорасположение властей, Спаситель однозначно выбирает первое.

Сегодня перед нами хороший пример того, как следует и каждому из нас поступать ежедневно. С одной стороны, мы не должны стесняться свидетельствовать о правде Божией – если она действительно такова, а не только нам кажется. И не важно, как эта правда будет воспринята окружающими. Но, с другой стороны – если мы специально «нарываемся» на конфликт, когда его можно избежать – значит, мы не правды Божией ищем, а удовлетворения собственных амбиций. Христос так не поступал! Давайте постараемся про это всегда помнить!

***

Священник Дмитрий Барицкий

Несколько вопросов встает перед нами после знакомства с только что услышанным отрывком. Сводные братья Христа предлагают Ему пойти в Иерусалим на праздник и проповедовать там.

Почему Господь сначала говорит им, что не пойдет, а потом тайно идет? Как понять Его поступок? Ответ содержится в словах Евангелиста о том, что братья Иисуса не веровали в Него. Конечно, они признавали в нем какую-то силу. Однако не понимали до конца ее источника. Они воспринимают Спасителя всего лишь как талантливого проповедника. Для них Он оратор и чудотворец, который пользуется популярностью и способен собирать вокруг себя толпы народу. Но не более. Истинных мотивов Его поступков, а также той цели, к которой Он идет, они не осознают. И потому мыслят о деятельности Христа очень плоско. Их рассуждения примерно следующие: вот, сколько последователей собирает Иисус здесь, в Галилее. Но Галилея – это всего лишь провинция. Другое дело Иерусалим. Это центр Святой Земли. Вот где должен проповедовать Иисус. Там Его талант раскроется в полную силу. А праздник Кущей самый что ни на есть подходящий момент. Ведь в это время в Иерусалиме собирается очень много людей. Паломники приходят со всех уголков Святой Земли. Удобный случай, чтобы заявить о себе, набрать больше последователей, сбросить иго Рима, возродить Израильское царство. Ну а мы в этом царстве, как родственники Царя, займем подобающее место.

В ответ на эти наивные рассуждения Господь и говорит братьям, что час Его еще не пришел. Так Он не просто объявляет им, что еще не готов начать открыто проповедовать в Иерусалиме и набирать последователей. Речь идет о том, что еще не пришло время Ему пострадать. Ведь Он то знает, что Его миссия связана не столько со славой и популярностью, сколько с ненавистью со стороны людей, крестом и смертью. Именно через эту жертву будет спасен мир. Но время для этого еще не наступило. Божий замысел исполнится в нужный момент. Не стоит форсировать события и решать за Бога, когда, что и как Ему делать. Поэтому слова Христа о том, что Он не пойдет на праздник означают, что Он не пойдет туда в том качестве, в каком хотели Его видеть на нем Его братья. Он идет туда тихо, незаметно, инкогнито. Как простой паломник, чтобы помолиться Богу.

Перед нами замечательная иллюстрация одной важной идеи. Не стоит заставлять Бога действовать в своей жизни единственно так, как я этого хочу. Ведь по сравнению с Его замыслом, тот алгоритм действий, который навязываем Ему мы, будет всегда слишком плоский, мелкий и примитивный. Исполняй Господь все наши желания, отвечай на все наши молитвы, мы бы в итоге оказались в тупике. Поэтому необходимо быть очень осторожными и аккуратными в своих просьбах. Больше доверять Богу, больше благодарить Его за то, что есть, но меньше требовать и выбивать что-то у Него. Одним словом научиться давать Богу свободу действий, свободу Самому устраивать нашу судьбу. Только так Господь сможет беспрепятственно войти в нашу жизнь в нужный момент и устроить все Сам наилучшим образом.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О спасении вне Церкви (Деян.10:21-23)

Протоиерей Вячеслав Резников

Мы, христиане, выбрали свой путь к вечной жизни. Но все-таки — неужели этот путь только один, через Церковь? А как же другие люди, которые иначе веруют, или вовсе не веруют, а добра делают гораздо больше? По этому поводу есть разные мнения. Но все наши «мне кажется» и «мне думается» не способны ни отворить врата Царствия Небесного, ни затворить их.

Сегодня — о Корнилии сотнике. Он именно из тех, кто порой заставляет сомневаться в единственности нашего пути. Корнилий не был христианином, но знал, что Бог один, и был муж «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». И вот, однажды ему является Ангел и говорит… Что же он говорит? Наверное, «Корнилий, ты угодил Богу, ты спасен, войди в Царствие Небесное»! – Казалось бы, чего еще достоин этот замечательный человек? Но

Ангел говорит: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак, пошли людей во Иоппию, и призови Симона, называемого Петром. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Корнилий призвал Петра, услышал о Иисусе Христе, о Его воплощении, о земной жизни, о Его распятии «нас ради человек и нашего ради спасения», о Его воскресении. И когда Корнилий слушал, Дух Святой сошел на него, и он вместе со всем своим домом принял от Апостола святое крещение.

Пример этот ясно говорит, что ни вера просто в Единого Бога, ни молитвы, ни добрые дела сами по себе не спасают. Спасает только вера в воплотившегося и распятого за нас Господа Иисуса Христа. Дверь спасения отворяет только пролитая за нас Его Кровь, и мы входим в эту дверь только таким образом, как заповедал Сам Искупивший нас: через святое крещение.

Господь хочет спасения всем. Он и Апостолу Петру повелел, чтобы тот «не почитал ни одного человека скверным или нечистым». И поиск Бога не тщетен, и добрые дела не напрасны. Но все это только свидетельствует перед Богом, что душа жива, и небезнадежна. И Он пошлет благовестника, чтобы показать дверь спасения тому, кто чистосердечно и усердно ее ищет. Но обойти эту дверь, которая есть Христос, нельзя, потому что только Он есть Путь, Истина и Жизнь.

Итак, вопрос должен быть не в праздном любопытстве: кто спасется, а кто не спасется? Вопрос должен быть: как мне самому спастись? И тогда, как Корнилий: и себя спасешь, и свой дом, и многих вокруг себя.

Церковный календарь. 21 мая

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 21 мая

Читаем Апостол. 21 мая

Мульткалендарь. 21 мая. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Преподобный Арсений Великий

Этот день в истории. 21 мая