16 мая 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверг 3-й седмицы по Пасхе

(Деян.8:26–39; Ин.6:40–44)

Евангелие святого апостола Иоанна, глава 6, стихи 40 - 44:

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?
43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Деяния святых апостолов, Глава 8, стихи 26 - 39:

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

(Ин. 6:40-44) Ин.6:40. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

«Итак, Я, – говорит, – не погублю тех, которых дает Мне Отец, то есть верующих в Меня, но воскрешу их, то есть удостою светлого воскресения». Воскресение двоякого рода: одно общее и вселенское, которым воскреснут и все грешники, а другое, которым воскреснут одни только праведники, восхищаемые на облаках по воздуху навстречу Господу и встречающие Господа с дерзновением.

Сие последнее воскресение Павел называет возвышением по причине поднятия от земли. Ибо грешники, хотя воскреснут от гробов, но не поднимутся от земли на воздух, а останутся внизу, как осужденные. Посему праведники и воскреснут, и поднимутся, восхищаемые на облаках навстречу Господу (1Сол.4:17), а грешники только воскреснут.

Господь, объясняя значение слов «ничего не погублю из того, что дал Мне Отец», выражает ту же мысль другими словами «чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную». Ибо он говорит не иное что, как то же, что сказал выше. Слова «все, что дал Мне Отец» – тождественны со словами «всякий, видящий Сына и верующий», а слово: «не погублю» – тождественно с словами «имеет жизнь вечную».

Часто упоминает о воскресении для того, чтобы люди не ограничивали Промысл Божий одним видимым порядком дел, но знали, что есть и иное состояние, когда они несомненно получат награды за добродетель, и не оставляли течения к добродетели из-за того, что в настоящей жизни не обнаруживается воздаяние.

Ин.6:41. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

Когда Господь сказал: «Я есмь хлеб», то иудеи зароптали на Него, потому что обманулись. Ибо доколе они думали, что Он говорит о хлебе чувственном, они вели себя кротко, надеясь, что Он даст им сего хлеба и удовлетворит их чреву. А как Он открыл им, что у Него речь не о чувственном хлебе, а о духовном, то они в отчаянии ропщут. Ибо где им помышлять о духовной пище, жизни и воскресении? Соблазнялись об Нем, видя, с одной стороны, Матерь Его, а с другой стороны, слыша «Я сшел с небес».

Ин.6:42. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

Смотря на видимое и не разумея, что Он же есть и Бог, они роптали, будто бы Господь обманывал, и говорили: «не Иосифов ли это сын?» Сам же Спаситель не отвечает им: «Я не Иосифов сын»; ибо они не могли понять неизреченного рождения от Девы. Если же мысль их не обнимала рождения по плоти, тем более не могла обнять предвечного рождения от Отца.

Ин.6:44. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня;

Что же Он отвечает им? «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец». Говорит это, не уничтожая самопроизволения, но показывая, что имеющий веровать нуждается во многом содействии от Бога.

Иначе: Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним. Отец привлекает и приводит к Сыну; а Сын воскрешает и оживляет, даруя дыхание в добре и жизнь, которая есть Дух Святый. Итак, верующим благодетельствует вся Святая Троица, а не в частности один только Отец или один только Сын, но как Естество одно, так и действие благотворения одно: Отец приводит, Сын оживляет, Дух Святый для оживляемых служит дыханием; ибо всякий живой имеет и дыхание.

и Я воскрешу его в последний день.

Смотри, какая власть Сына. «Я, – говорит, – воскрешу». Не сказал «Отец Мой воскресит», но – «Я». Ибо не всегда говорит о Себе уничиженно, а иногда открывает и высоту Своего Божества.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийСв. Филипп спрашивает каженика: «разумеешь ли, что читаешь?» Тот ответил: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян.8:30–31) Как часто испытывают то же читающие слово Божие и отеческие писания! Читаемое не вмещается в голове; ум не может внять тому и обнять то, словно речь идет о чем-то чуждом ему, о предметах из неведомой области. Вот тут и нужен толковник, знакомый с тем, о чем слово. У Св. Филиппа был тот же дух, который давал и пророчества, и ему нетрудно было растолковать, что затрудняло каженика. Так и для нас теперь: надо найти человека, который стоял бы на той степени жизни и ведения, какой касается затрудняющее нас писание, и он растолкует то без затруднения, потому что кругозоры духовные у каждой степени свои. Стоящий на низшей степени не все видит, что видит стоящий на высшей, и только может гадать о том. Случись, что невместимое для нас Писание касается предметов высшей степени, а встреченный нами толковник стоит на низшей, то он нам не разъяснит того как следует, а будет все применять к своему кругозору, и дело останется для нас по-прежнему темным. Дивиться надобно, как берутся толковать о предметах Писания люди, совсем чуждые той области, к которой принадлежат те предметы. И выходит у них все не как следует; выситься же своими толкованиями они не забывают.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Ин.6:40–44)

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы никогда бы не могли даже искать Его, если бы Он раньше не нашел нас. Бог все может, кроме одного — заставить нас любить Его.

Жизнь — это принятие Бога или отказ от Него. Когда мы принимаем Христа Бога, наше сердце обретает то, к чему оно всегда неосознанно стремилось, и наша жизнь перестает быть просто существованием, и исполняется радости, смысла и покоя. И мы узнаем, что в последний день, когда человечество пройдет через все бури истории, Господь введет нас в гавань, в которой нет опасности.

Господь предлагает нам жизнь во времени и жизнь в вечности. Мы лишаемся этого величия и славы, обманывая себя, когда отвергаем Его дар.

Христос — хлеб жизни. Это значит, что Он — то, чем питается жизнь. Потому отвергнуться Его и заповеди Его — лишиться жизни и умереть. Те, кто не решился в Землю обетованную, был осужден на странствование в пустыне, пока не умерли все. И отцы говорят, что они лишились не только земли обетованной, но лишились и будущей жизни.

Отвергнуться Христа — значит, лишиться истинной жизни в этом мире и в будущем. А принять Его дар — обрести истинную жизнь здесь на земле и славу будущего века.

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». Вечную жизнь, венец славы предлагает нам Господь. Это наше высокое призвание. Каждый человек, верующий во Христа, с несомненностью обретает их. Всякий видящий Христа и верующий в Него спасется. Надо только научиться смотреть оком веры. Не слепой веры требует от нас Христос, не того, чтобы мы с закрытыми глазами следовали за Ним, а чтобы видели Его и знали, на чем зиждется наша вера. Верующего в Него Он воскресит Своей силой в последний день.

Когда иудеи услышали, что Христос назвал Себя хлебом, сшедшим с небес, это вызвало у них ропот на Него. Христос возвещает им о воле Отчей и о Своем посланничестве спасения рода человеческого. Из уст Его исходят самые великие и самые благодатные слова, когда-либо сказанные на земле. Можно было бы ожидать, что они с изумлением и благодарностью поклонятся Ему. Но нет — они противятся Господу, вступая в спор с Ним. Мы знаем, что многие из тех, кто по наружности принимает учение Христово, внутренне отвергают его. Иудеев соблазняет слово Христа о том, что Он сошел с небес. «Как может такое быть, — размышляют они в себе, — если родителей Его мы знаем. Как может Он говорить, что сошел с небес, если Он — такой же, как один из нас?» Иудеи судят согласно человеческим ценностям и внешним понятиям. В ответ на призыв Христа они утверждают, что Он — сын плотника, и что они видели, как Он рос в Назарете. Они не в состоянии понять, как человек из простой бедной семьи может быть вдохновенным Посланником Божиим. Мы должны быть внимательными, чтобы не отвергнуть благовестие Божие, потому что ни во что ставим Благовестника.

Иудеи спорят друг с другом, они так захвачены собственными доказательствами, что им в голову не приходит узнать волю Божию. Для них главное, чтобы все узнали их мнение по этому вопросу, а не то, что Бог думает. В конце концов, не имеет большого значения, что мы думаем, — но что Бог думает. Ибо Его мысли — не наши мысли, как свидетельствует пророк, и Его пути — не наши пути. И мы так редко стараемся потрудиться их узнать!

В помраченной душе падшего человека таится бунт против разумных требований истины. Потому требуется воздействие благодати для привлечения ее к Богу. «Никто не может придти ко Мне, — говорит им Христос, — если не привлечет Его Отец, пославший Меня».

Иудеи роптали на учение Христово. Христос сказал им: «Не ропщите между собой. Не перекладывайте вину неприятия Моего учения один на другого. Ваша нелюбовь к истине столь велика, что только Божия сила может победить ее». Это не значит, что кто-то может быть привлечен к Богу силой. Речь идет о такой перемене воли, о таком глубоком обновлении души, что она неодолимо влечется к Богу. Сотворивый человека знает, как исправить его душу. Никто — ибо все, вследствие отпадения от Бога, пребывают в состоянии духовной немощи и беспомощности — не может придти ко Христу без дара благодати. «Если не привлечет его Отец, пославший Меня», — говорит Христос. Отец не мог послать Его на безнадежное дело. Посылая Христа спасать души, Он посылает и души, жаждущие спасения, навстречу Христу.

И вот венец совершенства служения Христова: «Я воскрешу его в последний день». Господь неоднократно повторяет это слово в беседе о хлебе жизни. Он хочет, чтобы мы знали, что Он может все совершить. Среди отчаяния мира да будет непоколебима наша надежда на дар жизни, который Бог откроет для нас в полноте в последний день.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Христос на прямой вопрос отвечает загадочной фразой. Настолько загадочной, что она послужила ещё большим соблазном и вызвала ещё большие недоумения. Он говорит, что никто не может прийти к Нему, если не привлечёт его Отец, пославший Христа. В истории Церкви были люди, которые откололись от неё по причине неправильного понимания этих слов. Если никто не может прийти ко Христу, если не будет привлечён Отцом, то, по их мнению, получается, что от нас ничего не зависит. Ни вера, ни перспектива воскрешения. А раз так, что можно и не волноваться, ведь невозможно ничего изменить. Жаловаться тут бесполезно, жалобы в таком случае ничем не отличаются от жалоб на погоду. Злиться тоже, ведь нет ничего глупее злобы на ветер или на снег. Они есть и с ними ничего не поделать.

Ошибка здесь заключается в том, что Бог привлекает всех. Абсолютно всех. Но не все откликаются на этот призыв. Более того, не все его способны слышать. Не потому что глухи от природы и не потому, что призыв Бога слишком тихий. Церковные толкователи говорят, что причина в свободе человека, в том, что Бог не действует механически и не действует против воли. Он призывает всех, но откликаются на этот призыв далеко не все. В других местах Евангелия Христос раскрывает причины, которые лишают человека способности слышать и откликаться. Этих причин не так много и все их можно свести к банальному страху, не только каких-то гонений, но, чаще всего, к страху что-то изменить, о чем-то подумать, выйти за пределы привычного мира. Этот страх может проявляться по-разному. Вспоминается одна женщина, которая говорила, что не может не осуждать не потому, что она сама тяготеет к осуждению, а потому что этого требуют приличия, требует то общество, в котором она вращается и она боится «отбиться от коллектива», боится, что подруги ее не поймут и перестанут с ней общаться. Впрочем, эта женщина, несмотря на всю нелогичность своего поведения с евангельской точки зрения, хотя бы ощущает неестественность положения, в которое попала. Абсолютному же большинству хорошо и так, эти люди понимают, что если они впустят Бога в свою жизнь, то возникнет множество вопросов, на которые надо будет как-то отвечать, надо будет что-то менять, скорее всего, жизнь перестанет быть понятной и уютной. Но несмотря ни на что, Бог продолжает призывать этих людей. Через собственные их болезни, через переживание о близких, через какие-то неурядицы. Но и в этом случае человек способен отказаться реагировать на призыв Бога. Думаю, любому знакомы истории, когда человек находится в ужасном состоянии, при смерти, но не может смириться и принять главенство Бога над собой. Блаженный Августин описывает образ действия Бога такими словами: «Он действует здесь не так, чтобы люди не хотя веровали, что невозможно, а так, чтобы из не хотящих они стали хотящими веровать». Получается, что от нас требуется самое малое: всего лишь захотеть поверить. А дальше будет действовать Бог, а не мы.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О чуде воцерковления

Протоиерей Вячеслав Резников

Священное Писание говорит, что Бог есть Дух. И хотя Он пребывает везде, но грешный человек не может Его видеть. А человек, это — плоть, которую можно и видеть, и слышать, и осязать. Бог во Христе нераздельно соединился с человеком. Люди видели человека, но, видя Его дела, должны были понять, что это — Бог. И все же для многих трудно было от Христа Человека подняться ко Христу Богу; от видимой плоти — к невидимому Духу. Для многих человечность Христа была соблазном. Когда Он говорил: «Я есмь» «сшедший с небес», люди роптали: «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с неба»? Так мы всегда: если не видим, требуем: «покажите, тогда поверю». А если увидим, то — махнем рукой, или придумаем «научное объяснение».

Вот и Церковь, которую Господь основал на земле, тоже двуедина. В ней есть и плоть: это те, кто считает себя ее членами. В ней есть и Дух Божий. И если уж сквозь пречистую, безгрешную плоть Иисусову люди далеко не всегда могли подняться к Духу, то — как же трудно бывает через нашу грешную плоть приходить ко Христу! Про нас говорят: «они такие же порочные и слабые, как же они говорят, что с ними Бог»? Но все же люди приходят к Богу, все же присоединяются к Церкви, и это в наше время выглядит как величайшее чудо. Но и всегда приход человека в Церковь — чудо. Сегодня в книге Деяний Апостолов мы слышим об одном из таких чудес.

Некий вельможа ехал по дороге. Душа его была расположена к исканию Бога, и он по пути читал книгу пророка Исаии. Сам бы он никогда не уразумел смысла пророчества. Но в это время Ангел Господень сказал Апостолу Филиппу: «Встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу». Апостол встал, пошел и пристал к колеснице. А тот как раз читал о страданиях грядущего Спасителя. Филипп спросил: «Разумеешь ли, что читаешь»? – И объяснил, о Ком говорит пророк, и что нужно для спасения. Тут подъехали к воде, вельможа принял крещение, Дух Святой сошел на него, и он продолжал путь свой, радуясь. А Филиппа Ангел Господень восхитил к новым трудам.

Вот — обычное, рядовое событие, вот будни Церкви. Просто оно показано как бы в разрезе, где вскрыто невидимое. А так — всегда и во всем — участвуют и Ангелы, и другие посланцы Божии; и над всеми — Сам Бог. Он следит за каждым движением сердца, и вовремя посылает и книгу, и истолкователя, и приводит в храм. Поэтому и говорит Господь: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». А нам надо научиться всегда и во всем чувствовать над собой Его руку, и в каждом подошедшем человеке видеть вольного или невольного Божьего посланника.

Церковный календарь. 16 мая

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 16 мая

Читаем Апостол. 16 мая

Мульткалендарь. 16 мая. Преподобный Феодосий Печерский

Преподобные Иулиания, игуменья и Евпраксия, монахиня Московские

Этот день в истории. 16 мая