10 апреля 2019 года

Предыдущий день

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Среда 5-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА

Литургия Преждеосвященных Даров

На утрене четверга читается Великий канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской.

В будние дни Великого поста Евангелия не читаются

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Среда 5-й седмицы Великого Поста

В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. По этой особенности утреннее Богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской.

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

(На 6-м часе: Ис. 41:4-14. На веч.: Быт. 17:1-9; Притч. 15:20-16:9)

Бытие. Глава 17, стихи 1-9:

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4 Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Книга пророка Исаии. Глава 41, стихи 4-14:

4 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я – Господь первый, и в последних – Я Тот же.
5 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;
6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: “крепись!”
7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом – кующего на наковальне, говоря о спайке: “хороша”; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.
8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего,-
9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: “ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя”:
10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.
11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.
12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;
13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: “не бойся, Я помогаю тебе”.
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль,- Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

Притчи Соломона. Глава 15, стихи 20-33. Глава 16, стихи 1-9:

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Путь жизни мудраго вверх, чтобы уклониться от преисподней вни­зу» (Притч.15:24).

Всем известно, что есть ад, и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук «авось», но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, «авось» обличает неразумность последней степени. 

Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как, уклонившись от ада, спастись.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Быт. 17:1-9)

Священник Стефан Домусчи

Нередко люди приходят в храм и становятся верующими не столько в поисках спасения, сколько желая призвать Бога помочь им в их земной жизни. Они рассчитывают, что увидев их веру, их добрые дела и праведную жизнь, Бог устроит все и поддержит их начинания. Привыкая к тому, что в нашем мире отношения часто выстраиваются именно так, они надеются добиться некоторой божественной расположенности к себе и высшей поддержки.

Жизнь такого человека действительно меняется, хотя проблемы из нее не уходят. Люди живут в Церкви годами и некоторые из их проблем не решаются. Но ведь никто и обещал, что они решатся. Бог ведёт человека к спасению и происходит то, что для него полезно, хотя и не всегда приятно. Почему-то, когда подобные вещи нам предлагает врач, мы не смущаемся, но услышав подобное о Боге, начинаем сомневаться.

В сегодняшнем чтении мы видим Авраама, который поверил Богу, сказавшему, что потомство его размножится и будет многочисленно как звезды на небе… И вот ему уже девяносто лет… но он все еще бездетен. В такой ситуации трудно не потерять надежду. И именно в этот момент, когда вера иссякает, Бог обращается к Аврааму со словами поддержки. Господь говорит, что Он всемогущий, то есть для него нет ничего невозможного, ни возраст, ни что другое не помешает Ему исполнить свое обещание. Но у реализации этого всемогущества есть свои условия, связанные со свободой человека. Бог действительно может все, кроме одного: Он не может сделать нас праведными без нашей воли, то есть не может заставить себя любить, не может поставить нас рядом с Собой насильно. И потому обещая Аврааму большое потомство, Бог говорит ему: ходи предо Мною и будь непорочен.

Обычно, отношения с Богом человек выстраивает так, что Бог останется для него Кем-то внешним. Есть человек и есть Бог. Он спрашивает — человек отвечает, Он зовёт и человек идёт, требует исполнения заповедей и тот исполняет. Но человек при этом живёт отдельной своей жизнью и просто учитывает Бога как некоторый очень важный фактор. Однако Авраам, как и его предок Енох, живёт совершенно иначе. Бог для него не внешняя сила, не фактор который нужно учитывать, Он живой и любящий, Он активно присутствует в жизни Авраама. Хотя, конечно, такая близость падшему человеку даётся нелегко. Иногда нам хочется укрыться от всех, хочется, чтобы некоторые вещи, присутствующие в нашей жизни были только нашими… Но сомнения должны быть оставлены. Поэтому и говорит Бог, что пребывание с Ним предполагает непорочность, целостность веры и всех намерений.

Мы приходим к Богу разными путями. Некоторые из нас идут медленно и неуверенно, нерешаясь сделать последний шаг на встречу к Нему. Бог уважает нашу свободу, но мы всегда должны помнить, что истинная цель нашего пути не просто комфортная жизнь с Его помощью, но Он сам, присутствующий в нашем сердце.

***

(Книга пророка Исаии 41:4-14)

Священник Дмитрий Барицкий

Господь — мудрый педагог. Через Своих пророков Он не только обличает и наказывает израильский народ. Как, опытный наставник, Он знает, когда необходимо сказать своим людям слово поддержки, обнадежить и утешить. В тот момент, когда были сказаны только что услышанные нами слова, такая Божественная поддержка действительно была нужна евреем. Во время пророка Исаии, внешнеполитическая ситуация в еврейском государстве была хуже некуда. Израиль теряет свою независимость и становится данником сначала Ассирийской империи, а потом и Вавилонской. Именно царь вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и увел его жителей в плен.

Поэтому Господь через пророка Исаию утешает Свой народ. Он напоминает евреям важную истину: «Я — Господь первый, и в последних — Я тот же». Если история и время — это бурный поток, то Бог — это скала, которая возвышается над ним. Он был до времени, Он будет после него. Он всегда тождественен Самому Себе: поток времени иссякнет, однако Бог останется неизменным. Так Господь обращает внимание евреев на настоящий смысл исторических событий. Судьбой наций, как и жизнью отдельного человека, руководят не слепой случай. В нашей жизни есть нечто неизменяемое. Это то, что сообщает ей высший смысл. Речь идет о премудром Промысле Божием. Именно он объединяет все, казалось бы, разрозненные события, в единую цепь. Эти слова должны были подарить сердцу евреев надежду. Господь ведет Израиль особым путем. Рано или поздно, Бог обязательно выполнит все то, что обещал еврейскому народу: темные времена пройдут, Израиль станет сильным, победит врагов и обретет свободу. Исаия предлагает описание событий того времени. Тогда «острова ужаснутся, а все концы земли будут трепетать». Люди будут искать поддержки друг у друга. Они будут готовить оружие и говорить своему ближнему слова, которые произносят перед битвой: «крепись». И, несмотря на то, что Израиль, по словам пророка, малочислен и подобен слабому червю, Бог держит его «за правую руку», то есть проявляет о нем особую заботу. А, следовательно, он выстоит. Даже когда все другие более сильные народы погибнут.

В первую очередь это пророчество относится к событиям VI в. до Р.Х. Это время расцвета империи персидского царя Кира Великого. Его мощная армия сокрушила Вавилон. На ее обломках Кир основал новую державу. Для многих племен и наций это были горькие события. Однако для евреев это было временем избавления. Они смогли вернуться домой из вавилонского плена. Иерусалим и его сердце, храм Господа, были восстановлены. Но, в конечном счете, это пророчество адресовано и каждому из нас. Ведь Новый Израиль — это христианская Церковь. Бог поддерживает ее как свое любимое дитя на протяжении всей истории ее существования. Хранит от внешних и внутренних врагов. Только она одна и сможет выстоять в тот день, когда Господь придет судить всю Вселенную. Ведь тех, кто являются ее участниками, Бог держит «за правую руку».

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Иерей Михаил Браверман

В грехопадении человек ушел от Бога, потерял рай, стал смертным и подверженным страданиям. Но Бог не оставил человека Своим попечением. Бог посылал в мир пророков, Бог заключал с человеком завет. Слово завет означает союз, соглашение между Богом и человеком. Такой завет заключал Бог с праведниками, Ноем, Моисеем и с тем, кого Священное Писание называет отцом всех верующих, с Авраамом.

Бог говорит Аврааму, что Он поставит завет не только с ним, но и с его потомками. И это будет завет не проходящий, завет вечный, говорит Господь Бога в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. Прошли века, прошли тысячи лет, и уже Сам воплощенный Бог, Господь наш Иисус Христос, заключает с человеком новый союз, новый завет. Так в совершенстве исполняются те обетования, которые слышали от Бога Ной, Авраам и Моисей.

Так все, что сотворил Бог с человеком до Рождества Христова, стало ветхим, уже древним, заветом, стало путеводителем уже к новому завету, путеводителем ко Христу, Который на Тайной Вечере, устанавливая Таинство Причастия, сказал о чаше с вином: Сия есть кровь Моя нового Завета.

Новый завет – это новый союз Бога и человека в единой Личности Христа Спасителя. Новый завет – это возможность для человека приходить к Богу. Ведь для того и стал Бог человеком, говорили святые отцы, чтобы человек тоже мог стать богом.

И тайна нашего единения с Богом, тайна нашего единства со Христом выражена прежде всего в Таинстве Причастия, Таинстве, о котором Господь говорит: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем».

Это и есть смысл Нового Завета, смысл нового союза с Богом во Христе Спасителе. Греческое слово (?), завет, имеет еще одно значение – завещание. Именно как о завещании пишет о завете апостол Павел: Где завет, там необходима и смерть завещателя. Завещание еще не действенно, пока завещеватель жив. И для того, чтобы мы стали наследниками Царства Божия, для того, чтобы завет, который когда-то Бог заключал с Авраамом, стал уже вечностью, Христос и претерпел смерть на кресте, пролил Свою пречистую кровь, кровь, которая по слову Писания, омывает нас от всякого греха.

Так вечный завет становится нашей вечной жизнью во Христе Боге нашем, Ему же и слава во веки веков. Аминь.

Церковный календарь. 10 апреля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 10 апреля

Читаем Апостол. 10 апреля

Мульткалендарь. 10 апреля. Преподобный Иларион Новый, игумен Пеликитский

Священноисповедник Николай Постников, пресвитер

Этот день в истории. 10 апреля