В будние дни Великого поста Евангелия не читаются. В первые четыре дня св. Четыредесятницы на повечериях читается по частям Великий (покаянный) канон преп. Андрея Критского.
(На 6-м часе: Ис. I:1-20. На веч.: Быт. I:1-13. Притч. I:1-20)
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;
5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,
12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;
13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», -
15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.
2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
3 Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.
4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад.
5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
«Прииде пост, мати целомудрия». А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, – и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу*, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут – благие помышления, и не сила только воротится – крепость воли, но и очи откроются – ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. «Се ныне время благоприятно»! «Се ныне день спасения»!
Протоиерей Александр Шаргунов
Вчера вечером чином прощения мы вступили в Великий пост. Смысл Поста в том, чтобы мы простили друг друга и получили прощение от Бога, вступая в Его Пасху. Все наши покаянные молитвы ведут нас к этой тайне. И каждое богослужение, как в первый вечер Поста, будет завершаться коленопреклоненным испрашиванием прощения друг у друга, предваряемым молитвой ко Господу, к Божией Матери и всем святым, которые научились самому главному, что заповедует Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».
Прощение гордых невыносимо. Не потому ли, что в прощении Бога нет высокомерно-снисходительного к нам отношения, и оно поистине освобождает? Если бы Бог не был смиренен, Его прощение вызывало бы у нас подозрение: может быть, лучше совсем отказаться от такого прощения, чем принять его? Смирение — всегда условие подлинности. Сомневаться в том, что Бог, дающий благодать, смиренен, значит сомневаться, что мы на самом деле благодарим Его. Благодарение имеет цену только тогда, когда оно приносится за совершенно незаслуженный нами дар. Без этого истинные отношения между Богом и человеком невозможны. И точно так же между людьми. Ибо если общее наше сыновство Богу поражено в корне, то и наше братство. Люди не могут жить вместе, если не прощают друг друга, будучи тем, что они есть.
Святые отцы говорят, что при прощении Богу требуется большая сила, чем при творении. Вернее, сила прощения Бога сокрыта внутри Его силы творения. Это как бы сверхсила для нашего воссоздания, для нового творения. В этом удвоении любви — избыточествующая жизнь Самого Бога. Бог вступает в мир, созданных Им свободных личностей, и восстанавливает в них силу, которую они употребили вместо созидания для разрушения. Эта тайна — в Троичной Жертве, она — в Агнце Божием, закланном прежде создания мира. Превечное Слово прежде всех век запечатлевает очертанием Креста все творение. Прощение существенно присутствует в Боге как совершенство дара. Восстанавливая в нас подлинную свободу, Он являет любовь еще более смиренную, чем в самом начале. Никакого нависания над нами, ни малейшего следа той мнимой высоты, которая может присутствовать в нашем человеческом прощении ближнего, скрывающем некий подсчет своих добродетелей или презрение другого. Богу чужда такого рода дружба, которую поэт определяет как «покровительства позор». Дружба, все обесценивающая, сопровождаемая покровительством или снисхождением, дружба, которая даже в самом сокровенном общении дает почувствовать, что любимый не ровня любящему. Здесь следовало бы сказать обо всем, что не является христианским прощением. Упомянуть все виды ложного человеческого прощения — раздражающие, усыпляющие или унижающие, в зависимости от обстоятельств, удовольствие увидеть себя выше обидчика, отказавшись от мести, тонкий эгоизм, житейский расчет, воображательный идеализм, со всеми нюансами злопамятства. Прощение Бога это действие — смерть Иисуса Христа. Это действие говорит, каков его Совершитель.
Сознание мною моего недостоинства столь глубоко, что прощение более необходимо мне, чем хлеб на каждый день. Оставаясь один на один с собой, я испытываю отвращение к тому, что я есть. Как сказал поэт: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю». Вступая в общение с Богом, бесконечно более смиренным, чем я, я начинаю понимать, что каждая минута моей жизни должна стать восхождением к Дару Творца, и эта человеческая задача не имеет предела. Аминь.
|